Презентация по русскому языку на тему: «От значения слова к правильной букве»
МБОУ «Лицей №» Рузаевского муниципального районаУчитель начальных классовЛашманкина Т. М. Тема: «От значения слова к правильной букве» Тема: «От значения слова к правильной букве»Цели: 1. Формировать привычку задумываться над значением слова, дать установку «объясни значение» на первое место среди способов решения орфографических задач.2. Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.3. Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности. Придумано кем-то просто и мудро,При встрече здороваться – «Доброе утро!»- Доброе утро солнцу и птицам,- Доброе утро улыбчивым лицам!И каждый становится добрым, доверчивым,И доброе утро длится до вечера. I Организационный момент II Актуализация знаний1. Словарная работа говоритьЧто главное в слове?Объясните значение слова.Посмотрите его значение в толковом словаре. Говорить - ?Говор – звуки разговора речи.Говорун – человек, который любит много говорить. Говорить – владеть устной речью, словесно выражать мысли. Какие слова называются родственными?Как объясняется слово говор? Как объясняется слово говорун? Как объяснить слово говорить? Составить с одним из слов предложениеПословицаГоворить – не устать, было бы что сказать. - Как вы понимаете эту пословицу? 2. ПовторениеКакой секрет родственных слов вы знаете? Какие орфографические задачи корня мы умеем решать? Что значит решить орфографическую задачу? Что для этого нужно сделать? Способы проверки для названий предметов III Целеполагание«От значения слова – к правильной букве».Обсудите в парах цели урока. IV Открытие детьми нового знания гр . знуля с . лач ч . стюля сл . бак - Кого или что так называют?- Объясните в парах значения слов с помощью однокоренных. Наблюдайте, не помогут ли эти слова выбрать буквы. Проверка.Удалось выбрать буквы?Каким способом?Сравните по значению эти слова. грязнуля чистюля- Запишите слова, вставляя нужные буквы. Перед каждым записывайте проверочное. V Первичное закрепление- Объясните значение каждого слова, вставьте нужные буквы.- Когда так говорят?ж.ра, т.пло, х.л.дает, хо..ба, шу.ка, пр..ба, погру.ка.- Почему так назвали?в.рш.на г.ры, к.силка, п.сатель, п.чтальон, пов.р.- Какой способ пригодился?- Какие другие способы проверки вы выбрали? Самостоятельная работа в группах по 4 человека.Выбрать 3-4, на ваш взгляд самых трудных слова и записать их, указывая перед ними проверочные слова. Проверка.Жарко – жара; тёплый – тепло; холодно, холодный – холодает; ходит – ходьба; шутит – шутка; просит – просьба; грузит – погрузка.Верх – вершина (горы) горы, косит – косилка, пишет – писатель, почта – почтальон, варит – повар. Кто согласен?Кто не согласен?Кто выбрал другие случаи?Есть еще добавления? VI Физкультминутка для глаз Чудная картина, Как ты мне родна. Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. – Посмотрите на картину.На картине изображена река Вертушинка, озеро Змеинка, деревня Сосновка.Почему люди дали такие названия?- Устно дай свои объяснения и запиши слова. VII Самостоятельная работа Проверка.река Вертушинкаозеро Змеинкадеревня Сосновка Кто не сделал ни одной ошибки?Одну?Две?Понадобился ли вам орфографический словарь?Какие способы подбора проверочных слов вам пригодились? VIII Применение знаний1. Развитие речи. ПамяткаКак обдумывать свой текст?Определи:тему (о чём будешь писать, говорить);главную мысль (что главное хочешь сказать, в какой мысли убедить);содержание и порядок предложений (с чего начнешь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь). Реку Вертушинку сковал крепкий лед. IX Итог урокаГоворить – не устать, было бы что сказать.- О чем мы говорили весь урок?Кому понравился урок русского языка?Кому было трудно?К кому вы хотите обратиться за помощью?Какие открытия мы сделали?Кто помогал нам делать открытия?