Презентация выступления учителя на тему: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО ПРЕДМЕТУ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО ПРЕДМЕТУГончар Юлия НиколаевнаУчитель истории и обществознания МАОУ Онохинская СОШ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУОдной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Внеклассная работа – деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса и самодеятельности учащихся.Познавательная активность – это живая энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания. Это качество личности, которое включает стремление к познанию.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности ребенка.
Основные критерии для оценки повышения познавательного интереса : Положительно-познавтельное отношение учащихся к учебной и внеурочной работе.Участие во внеурочной деятельности по предмету.Чтение дополнительной литературы по предмету.Выбор профессии.
Значение внеклассной работы по предметуобразовательноевоспитательноеstyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderline
- При организации взаимосвязи урочной и внеурочной работы появляется возможность повысить эффективность педагогического процесса, создаются условия для его интенсификации.- Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.- Внеклассная работа по истории способствует развитию не только познавательных интересов по предмету, но повышает интерес к другим предметам и в других сферах внеклассной деятельности.-Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.
Структура внеклассной работы
Формы внеклассной работы:олимпиады, интеллектуальные марафоны, литературные гостиные, конкурсы и праздники, различные тематические вечера и конференции, работа предметных (научных) клубов, проведение предметных недель, фестивали и диспуты,ярмарки знаний,выставки.
Задачи внеклассных мероприятий по предметам:преодоление предметной обособленности знаний;соединение теоретической и практической стороны программного материала;поддержка и развитие интереса к школьным дисциплинам;комплексное изучение предметов;формирование умения жить, учиться, работать в коллективе.
Основные отличия внеклассной работы от учебной :Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательной учебной деятельности.Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, умений и навыков, отметок в баллах.
Некоторые рекомендации при подготовке внеклассных мероприятий.Выбрав тему, нужно выделить в ней вопросы, которые намерены раскрыть.Определив тему, цель и замысел мероприятия, нужно разделить относящийся к нему материал на ранги:-описывающий (формулировки понятий и законов, определения)-объясняющий (раскрытия смысла явлений, фактов)-доказывающий (содержит доказательства)-поисковый (поиск нужной информации)-практический (постановка опытов)-связывающий (соединяет воедино разные факты, явления, события) )
Целесообразно включать в мероприятие разный по содержанию материал: по теории, эксперименту, истории науки и технике, великих людях. В этом случае есть больше шансов, что каждый ученик найдет себе при подготовке дело по душе, отвечающее его интересам.Для того чтобы мероприятие вовлекло как можно больше учеников, разных по уровню подготовки, надо провести предварительно его ранжирование по уровням трудности, а именно разделить на:Репродуктивные (воспроизведение знаний)Применение знаний в знакомой ситуацииТворческие (связанные с созданием нового объекта)
Проводя интересные внеурочные мероприятия по предмету, мы :- отвлекаем подростков от улицы и ее вредного влияния,- вовлекаем их в творческую работу, - помогаем углублению и расширению знаний учащихся по химии, установлению ее тесной связи с жизнью, - развиваем творческие способности школьников и познавательный интерес к предмету. Значение внеурочной работы для становления личности учеников.