Презентация к выступлению на районной конференции учителей литературы на тему Текстовая деятельность учащихся как средство формирования метапредметных способов деятельности


Текстовая деятельность учащихся как средство формирования метапредметных способов деятельности «Чтение – вот лучшее учение» А.С. Пушкин Читательская грамотность подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе.  Поиск и понимание • Дефициты • Затрудняются извлекать информацию из схемы, графика, диаграммы, документа, карты. • Затрудняются работать с несколькими текстами разного вида. • Затрудняются в толковании отдельных слов в предложенных заданиях и вариантах ответов. • Затрудняются работать с избыточной информацией. Интерпретация • Дефициты • Затрудняются переносить информацию из одной формы в другую. Оценка и применение • Дефициты • Затрудняются соотносить текст со своими убеждениями и знаниями. • Не умеют соединить несколько данных, необходимых для импровизации какой-либо коммуникативной ситуации. Стратегии смыслового чтения В Федеральном государственном образовательном стандарте немалое место отводится совершенствованию умений осуществлять текстовую деятельность. Современные программы ориентируют учителя на развитие текстовой компетенции учащихся. В основной образовательной программе Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие, один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование Федерального государственного образовательного стандарта. Ян Амос Коменский: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Отсюда вывод: мало научить учащегося читать в смысле " декодировать текст", надо создать такие условия, чтобы у ребенка возникло желание обсудить содержание прочитанного. "Стратегия - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам» Дж. Брунер. Стратегия включает ряд операций, направленных для достижения цели, выбирается под конкретную цель чтения. Технология формирования типа правильной читательской деятельности Автор: Н. Н. Светловская Это «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»Цель технологии: формирование личностного и ценностного отношения к чтению Технология формирования типа правильной читательской деятельности направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста Описание технологии1 этап: Работа с текстом до чтения Цель: развитие антиципации чтение фамилии авторачтение заглавия произведениячтение ключевых словрассматривание иллюстрацийвысказывание предположений о героях, теме, содержании текста Задание: предположите, о чем данный текст по: названию имени автора иллюстрациям (перед текстом) выделенным словам (просмотровое чтение) привлекая предшествующий читательский опыт Описание технологииСтратегии предтекстовой деятельности «Мозговой штурм». Посмотрите на  название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы. «Глоссарий». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом, имеющим такое название.«Рассечение вопроса». Прочитайте заглавие текста, на какие смысловые части можно будет его разделить. Описание технологии2 этап: Работа с текстом во время чтения Цель: достижение понимания текста на уровне содержания - чтение текста по частям с комментариями- диалог с автором- словарная работа- озаглавливание частей текста- выборочное чтение- беседа по содержанию текстасравнивание содержания текста со своими предположениями Описание технологииСтратегии текстовой деятельности "Чтение в кружок"  ""Чтение про себя с остановками" "Чтение про себя с пометками»«Попс-формула»«Словарная карта»«Клоуз-тест»«Инсерт»«Ромашка Блума» Диалог с автором Условия осуществления: - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы- задавать свои вопросы- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста- проверять, совпадают ли они с замыслом автора- включать воображение ПОПС-формула:П – позиция ( в чем заключается твоя точка зрения. Я считаю, что…).О – обоснование (довод в поддержку твоей позиции … потому, что…).П – пример (Например…).С – следствие. Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции. …поэтому… Вериги (6 глава) Нет Цепи Начались разговоры о том, что Володя поедет на охотничьей лошади, о том, как стыдно, что Любочка тише бегает, чем Катенька, о том, что интересно было бы посмотреть вериги Гриши и т.д.; о том же, что мы расстаемся, ни слова не было сказано (глава 6) Железные цепи, надевавшиеся на тело религиозными фанатиками. Предложение из текста Слово Синоним Антоним Значение в тексте Своё предложение В старину юродивые носили вериги. Словарная карта для повышения эффективности усвоения новой лексикиКарточка по повести Л. Н. Толстого «Детство». В старину юродивые носили вериги. • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал. • Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей. • Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». • Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?». Ромашка Блума (6 лепестков – 6 типов вопросов) Описание технологии3 этап: Работа с текстом после чтения Цель: достижение понимания текста на уровне смысла - постановка проблемного вопроса к тексту- беседа о личности писателя- повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации- высказывание и аргументация отношения к прочитанному- характеристика событий, места действия- анализ поступков героев- выполнение творческих заданий Описание технологииСтратегии послетекстовой деятельности "Алфавит за " круглым столом" "Список тем книги"  "Экскурсия по книге" «Фишбоун" «6 шляп" «Кластер» «Грозди»«Интегральный алгоритм» "Синквейн"  «Интегральный алгоритм»  «ШЕСТЬ ШЛЯП КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. «Белая шляпа» →статистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); «Желтая шляпа»положительная (высказываются положительные моменты); «Черная шляпа»  негативная (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); «Синяя шляпа» аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: «почему», «зачем», «связи»); «Зеленая шляпа»творческая (можно высказывать самые креативные идеи и предположения); «Красная шляпа»  эмоциональная (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом) Традиционный урок Продуктивное чтение До чтения Учитель готовит к восприятию текста, рассказывая о писателе, объясняет значение непонятных слов До чтения Ученики прогнозируют содержание текста. Возникает мотивация к тексту Во время чтения учитель сам читает текст, дети слушают Во время чтения читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация После чтения дети отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя После чтения Беседуем и уточняем позицию автора. Понимаем, почему в его творчестве появилось такое произведение. Сравним с традиционным уроком Результат: выпускник не только обучен, но и образован Обучение - это сфера освоения конкретного предметного материала. Образование - сфера осознанного, рефлексивного освоения принципиально любого материала. «Общество живет и развивается так, как оно учится; а учится так, как читает» В.А. Бородина Презентацию подготовила:Цомая Е. В., учитель русского языкаМБОУ Орловской СОШ Азовского района