Презентация по литературе на тему Мужские образы в русской литературе 19 века


Мужские образы в русской литературе 19 века. План. 1)Вступление2) Д.И. Фонвизин. «Недоросль».Простаков Митрофан (Митрофанушка).3) А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». а) Евгений Онегин; б) Владимир Ленский4)М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени».Григорий Печорин.5)А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Александр Андреевич Чацкий. 6) Н.В. Гоголь . «Мертвые души». а) Чичиков; б) Плюшкин;7) И.А. Гончаров. «Обломов». Илья Обломов.8) Ф.М. Достоевский . «Преступление и наказание». Родион Раскольников.9) М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Иудушка.10) Л.Н. Толстой «Война и мир». а) Андрей Болконский б) Пьер Безухов11) И.С. Тургенев . «Отцы и дети». Евгений Базаров.12) А.П. Чехов . «Ионыч». Дмитрий Старцев.13)Заключение. Вступление. Мужественность и целеустремленность, сила и хрупкость души, романтичность и мечтательность , храбрость и честность, стремление к накопительству и жадность, жажда наживы и ханжество – все эти качества раскрывают в образах своих героев великие художники слова 19 века: А.С.Пушкин, Д.И. Фонвизин, М.Ю. Лермонтов , Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский ,И.С. Тургенев и другие. Простаков Митрофан Терентьевич. Имя Митрофанозначает «подобный»,похожий на мать. УМитрофанушкиотсутствует цель в жизни,он только любил поесть,бездельничать и гонятьголубей . Митрофан не хотел учиться,его мать наняла ему учителейлишь потому, что так былоположено в дворянских семьях. « Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» Митрофанушка очень капризный и беспечныйребенок, он глуп и невежлив, не задумывается освоем будущем и о людях. Самые дурные качествахарактера, самыеотсталые взгляды нанауку характеризуют таких молодых дворян,как Митрофан. Евгений Онегин. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера — воспитание в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Благородство души, “резкий, охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой. Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет “без цели, без трудов”. В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но не задумывается над их судьбой, его больше мучают собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом, оторванный от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохотни глупцов”. Владимир Ленский. В Ленском присутствуетпротиворечивость: простая, здоровая,"простодушная" натура и поэтическаястрастность, поэтическое горение,восторженность. Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. Образ Ленского - это удивительный образпредставителя передовой дворянскойинтеллигенции, романтически воспринимающего жизнь людей, верящего в высокую дружбу, ввечную, идеальную любовь. Григорий Печорин. Печорин – герой не своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому и обречена на одиночество. Печорин получил светское воспитание, вначале гоняется за светскими развлечениями, но потом его ждет разочарование, попытки заняться наукой и охлаждение к ней. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него с жаждой деятельности и с силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". Александр Чацкий. По своим убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он рано лишился родителей и, будучи приемным сыном Фамусова ,рос и воспитывался в его доме . «Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым». Чацкий - символ вечного обновления жизни, вестник перемен. Павел Иванович Чичиков. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве. Плюшкин. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах все свое богатство: тысячами пудов гниет хлеб, пропадает множество холстов, овчин, дерева, посуды. Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери , ослушание сына, пошедшего в полк, смерть последней дочери), сколько потому, что "человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине". Илья Обломов. Лежание на диване было для него нормальным состоянием, и это-то у человека "лет тридцати двух-трех от роду", в самом расцвете сил! Уже много лет ходит в халате и широких туфлях - он живет. Перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, претворять в жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Но сквозь Обломова - лежебоку видно и Обломова - философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Родион Раскольников.    Раскольников - бывший студент, «человек из подполья», скорее антигерой, чем положительный персонаж. Его образ вызывает скорее сочувствие, чем симпатию. Он честен, он способен к сочувствию и сопереживанию.     Но Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!» Он опускается. Нравственно. «Он был задавлен бедностью, — пишет Достоевский, — он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». «Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею?» — вот цена билета в царство власти и свободы. С момента преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде не было. Порфирий Владимирович Головлев. Это человек бездушный, воплощение лицемерия и ханжества, мелочный сутяга. Известен в семье под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... Он заискивал перед матерью в расчете на личную выгоду, причем в своем безусловном послушании был настолько неискренен, что это настораживало даже Арину Петровну. Иудушка - пустослов, но он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами окружающих, плел из своих слов своеобразную паутину вокруг человека, как бы набрасывал на него таким образом петлю и душил. Прозвища «Иудушка» и «Иудушка Головлёв» использовались в русской публицистической полемике конца XIX — начала XX века. Андрей Болконский. Кумиром Болконского является Наполеон, которого он считает великим человеком. Умный, гордый, но достаточно надменный молодой человек. Он сдержан, хорошо образован, у него сильная воля. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, он понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Болконский осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Андрей встречается с Наташей Ростовой. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви. Пьер Безухов. Пьер- незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. И через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. Он рассеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и, следовательно, существенное содержание. Таковым является очень напряженная внутренняя духовная деятельность. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым. Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам. Он хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты он обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Евгений Базаров. Базаров - типичный нигилист. Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, ну а также искусство, литературу и любовь. Он смотрит на окружающий его мир с материальной точки зрения. Одна из трагедий главного героя - это одиночество. Оно не покидало его в течение всей жизни. Все свои мысли Евгений Базаров высказывает не от себя, а от какого-то определенного количества людей, тем самым придавая масштаб своему суждению. Но он был одинок. Евгений полюбил Одинцову - женщину, доказавшую ему, что любовь все-таки существует. Может быть, Одинцова, сама того не желая, способствовала становлению личности Евгения. Тургенев показывает, что такие люди, как Базаров, необходимы России и каждому из нас, просто не пришло еще их время. Даже сам Евгений отмечает, что родился не вовремя . Дмитрий Старцев. Старцев - молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви, о пользе труда и счастливом будущем государства. Старцев - человек, всем своим внутренним миром отвергавший мелкие обывательские интересы, в итоге из-за стремления к спокойной и удобной жизни стал таким же развращенным и мелочным, как все жители города С. Он привык к пошлой и бессмысленной обывательской жизни и втянулся в нее. «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же» стали смыслом его жизни, молодой врач Старцев стал Ионычем. Заключение. Образы, созданные русскими писателями, мужские судьбы и вопросы, которые поднимали классики XIX века о положении мужчин в обществе, были подхвачены мировой литературой. Евгений Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Евгений Онегин, Александр Чацкий – эти и другие мужские образы литературы 19 века покорили сердца читателей и навсегда останутся в нашей памяти.