Презентация к статье Роль внеурочной учебной деятельности в формировании универсальных учебных действий.
Роль внеурочной учебной деятельности в формировании универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) Подготовила:учитель начальных классов Чумакина Людмила Ивановна, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1»г. Ноябрьск. «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть длясебя сам» Брюс Ли
Государственная политика в сфере образования 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»2. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» 3. Федеральный государственный образовательный стандарт4. Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО по 2011-2015гг. Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на: – формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; – поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; – непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта. Противоречия: В современной теории и практике существует противоречие между: объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и сложившимися способами организации данного процесса с другой стороны. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта проектная деятельность располагает большим потенциалом. Теоретическая база: Исследовательская деятельность: Н.П. Гузик, Н.П. Шаталов, Г.К. Селевко, А.И. Савенков, В.В.Гузеев, Т.В. Щукина.Концепция развития универсальных учебных действий:Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменкская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. Внеурочная деятельность: Н.П. Аникеева, Н.И. Болдырев, Л.Ю. Гордин, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, Л.И. Новикова, М.С. Ошеров, В.Д. Семенов. Информационно – образовательная среда: Внеурочная деятельность. Основные направления: - спортивно-оздоровительное; - художественно-эстетическое; - научно-познавательное; - проектная деятельность;- духовно-нравственное. Внеурочная деятельность: Курс «Я – исследователь» (на основе авторской программы А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников»)Цель программы – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития» Проект – (от лат. projectus «выброшенный вперёд») специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением. Проектная деятельность направлена:-развитие творческих и коммуникативных способностей; - развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач; - формирование умений работать с различными источниками информации.Для результата необходимо: - научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. - прогнозировать результаты и возможные последствия; - устанавливать причинно-следственные связи. Виды и типы учебных проектов (по И.С. Сергееву): Виды проектов:1. Информационно – познавательные;2. Исследовательские;3. Практико – ориентированные; 4. Творческие; 5. Ролевые.Типы проектов:1. Индивидуальные;2. Групповые.По срокам:1.Краткосрочные;2.Долгосрочные. Этапы работы над проектом: 1. Выбор темы исследования.2. Поиск и предложение возможных вариантов решения. 3. Сбор материала. 4. Обобщение полученных данных. 5. Подготовка к защите и защита (сообщение, доклад, макет, буклет, альбом и др). Структура деятельности учителя и школьника: Ученик: Учитель: Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. К регулятивным УУД относятся умения: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: - социальную компетентность и учет позиции партнеров деятельности; - развитие умения слушать и вступать в диалог;- участие в коллективном обсуждении проблем; - интеграцию в группу сверстников; - построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества. Работа над проектом: Этапы работы над проектом Виды деятельности Формируемые умения УУД Выбор темы и составление плана исследования. Находить тему проекта или исследования,составить план своего исследования. Формулирование проблемы (ПУУД);целеполагание (РУУД);планирование (РУУД); самоопределение «Я создаю…» (ЛУУД). Поиск и предложение возможных вариантов решения. Объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений и экспериментов.Под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез. Прогнозирование (РУУД); выбор эффективного способа решения проблемы (ПУУД); коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия (РУУД);выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов (КУУД). Сбор материала. Находить нужную информацию. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска в структурирование знаний (ПУУД). Обобщение полученных данных. Наблюдать и сравнивать. Планировать и проводить наблюдения, находить закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений.Представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков. Контроль: сличение способа действия и его результата (РУУД );Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (РУУД). Защита полученных результатов. Формулировать заключения и выводы по результатам экспериментов. Саморегуляция (РУУД);умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (КУУД). Этапы работы над проектом Методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся Выбор темы и составление плана исследования. Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова); целеполагание. Поиск и предложение возможных вариантов решения. Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся; экспериментальные исследования. Сбор материала. Работа с различными источниками информации: энциклопедии, словарей, справочников, ИКТ – технологий. Обобщение полученных данных. Проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.,применение творческих, практико-значимых заданий. Защита полученных результатов. Представление творческой работы, самооценка, рефлексия. Умения и навыки, формирующиеся в результате проектной деятельности: -исследовательские; - социального взаимодействия; - оценочные; - информационные; - презентационные; - рефлексивные; - менеджерские. Выбор темы и составление плана исследования Сбор информации, материала Защита работы Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Результаты проектной деятельности: Классный конкурс проектных работ – 25 участников (100%);Школьный конкурс проектных работ – 6 участников (1, 3 место);Городской конкурс проектных работ – 3 участника (2 место);Окружной конкурс проектных работ – 2 участника (1 место);Международный конкурс действующих моделей «ТЕХНОГРАД» - 2 участника. Городской конкурс проектных работ, направление: творческий проект (Диплом II степени) - - Школьный конкурс проектных работ (Диплом I степени);- Городской конкурс проектных работ, направление: практико-ориентированный проект (Диплом II степени); - VI Окружные заочные соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» (Диплом I степени);- Международный конкурс действующих моделей «ТЕХНОГРАД» Итоги начальной школы: «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ…» Источники информации: 1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – Москва, БАЛАСС, 2012.2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2007.3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, издательский дом «Фёдоров», 2011. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.6. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – Москва, 2005.8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.9. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проекты. – Москва, издательство «Рост», 2012.