Презентация Готовимся писать сочинение-рассуждение
Обучающий урок Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.9 классУчитель русского языка и литературы Дубняк М.А.
Вспомните и сформулируйте..Текст-рассуждение-это
Текст-рассуждение-это смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис.» лингвист Александр Александрович Реформатский.
Цель урокаКакова тема урока?Сформулируйте цель урока
План (к любому сочинению -рассуждению), но….Сформулировать тезис.Аргументировать. Привести примеры.Сделать вывод по теме сочинения.
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему :1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2.3. Вывод.Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Шаг 1. Определяем основную мысль высказыванияВыясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;о средствах выражения мыслей;о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;о взаимосвязи лексики и грамматики;о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 2. Оформляем вступление {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АВТОР АнализируетРассуждаетОтмечаетДоказываетСравнивает Сопоставляетназываетописываетподчёркиваетссылается на...останавливается на ...отмечает важностьформулируеткасаетсяутверждаетсчитает, что ...
Тезис1. … (имя, фамилия, отчество) утверждает (пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так:2. Я понимаю высказывание … (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… 3. Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов … (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о…4. В высказывании … (ФИО) моё внимание привлекла мысль о том, что …
КлишеДействительно на самом делене могу не согласиться с автором высказыванияя полностью согласен с ...вынужден согласиться с ...я разделяю точку зрения автора высказыванияя поддерживаю мнение авторабесспорно мнение автора о том, что ...
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование
Шаг 3. Пишем основную частьОсновную часть можно начать следующими фразами:Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Аргумент 1Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… …Пример этого языкового явления можно найти в предложении … …Рассмотрим предложение… …Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Аргумент 2Также убедительным аргументом может стать… …В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … …Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение… …
примеров должно быть 2!!!!примеры должны быть из указанного текста!!!!приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте!!!!
Шаг 4. Пишем заключениеТаким образом, предложенное для анализа высказывание … (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо.Можно сделать вывод о том, что прав был … (писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что …Следовательно, можно сделать вывод: утверждение … (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо).
Начать вывод можно и следующими словами и фразами:Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...В итоге можно прийти к такому выводу: ...В заключение можно сказать, что ...Мы убеждаемся в том, что ...Обобщая сказанное, ...Из этого следует, что ...и т.д.
Сочинение.Образец«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»,- так писал лингвист Александр Александрович Реформатский. Попытаюсь доказать достоверность высказывания на примере текста В. Тендрякова. Язык В.Тендрякова очень прост и доступен для понимания. Обратимся к такому разделу языкознания, как синтаксис. Показывая образ берёзки, писатель вводит в предложение однородные определения, которые помогают более точно описать деревце. Дюшка смотрел на «молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком» (1предложение). Герой в ожидании: вот-вот зародится новая жизнь. Ощущение чего-то таинственного и великого автор достигает через введение обособленного определения (4,8 предложения). Чувствуется гармоничное ощущение человека, прожившего долгую жизнь, таинственного мира природы. Итак, читая текст В. Тендрякова, чувствуешь простоту его слога, которая придаёт тексту эмоциональность, яркость, и хочется общаться с главным героем, читать и наслаждаться языком писателя.