Презентация на тему Сочинение ЕГЭ. Учимся писать аргументы
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Аргументы имеют две «весовые» категории. Двумя баллами оценивается аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. Все остальные аргументы, а также цитирование пословиц поговорок, афоризмов оценивается 1 баллом. Аргументы из жизненного опыта оцениваются 1 баллом. Если аргумент не связан с проблемой текста, то вы получите за него 0 баллов, а также вам поставят 0 баллов по критерию 12 (ошибка в фоновом материале). Если вы согласитесь с позицией автора, напишете свой тезис, но не приведёте ни одного аргумента, то получите 0 баллов.
Аргументы, оцениваемые 2 балламиПримеры из художественной литературы.Примеры из публицистической литературы.Примеры из научной (научно-популярной литературы).
Литературный аргумент В литературном аргументе следует указать автора, название произведения, называются конкретные герои, их поступки, воспроизводятся слова, мысли, которые демонстрируют связь выбранного вами произведения с указанной проблемой.
Литературный аргументЕсли приводите аргумент в виде стихотворного текста, его следует прокомментировать.Ссылка на произведение и цитата из него приводит к потере баллов по критерию К6 «Точность и выразительность речи».
По проблеме отношения к родителям: У Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», противоречивые чувства к родителям: с одной стороны, он признаётся, что любит их, с другой стороны, презирает «глупую жизнь отцов». Базаров высмеивает привычки родителей, обращается с ними холодно и даже пренебрежительно. Он признает, что искренне любит родителей, но любые проявления сыновней любви приравнивает к внутренней слабости. Только находясь на смертном одре, Базаров понимает, как сильно он ошибался. Он осознает, что должен был ценить их такими, какие они есть. Поэтому, умирая, он уже говорит с ними ласково, беспокоится об их будущем. Пример из художественной литературы
По проблеме необходимости быть активной личностью: Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, – это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилев в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внес свой вклад в развитие обществаПример из научной литературы
Баллы за литературный вкус Тексты таких популярных жанров, как авторская песня или авторская притча, будут оценены 1 баллом – как и фольклорные произведения (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.). То же касается и примеров из современной массовой литературы – от Д. Донцовой до Б. Акунина. Хотя исследователи в области социологии чтения считают, что «результат» чтения не всегда напрямую связан с качеством текста и что к серьезным размышлениям можно прийти от чтива любого уровня, но на литературные примеры сочинения ЕГЭ это не распространяется.
Эксперты – люди разные, поэтому за аргументы в сочинении по произведениям о Гарри Поттере вы можете получить как 2, так и 1 балл. Элемент субъективности в оценке неизбежен, и это надо иметь в виду.
Разработчики ЕГЭ исходят из предположения, что привлекаемые для аргументации литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом является русская классика, а затем – западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются – но лишь в том случае, если пишущий сочинение указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).
Имейте в виду, что использование классики при аргументации насущных проблем требует осторожности. Иначе легко оказаться на месте автора следующей фразы: «К сожалению, в мире падает интерес к образованию. В современной литературе есть пример на эту тему – “Недоросль” Фонвизина».
Особо хочется предостеречь вас от приписок! В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или знаменитым писателям приписывают названия несуществующих произведений. «Не могут же эксперты знать всё!» – думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора.
Никаких бонусов эти хитрости не приносят. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать.
В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И.С.Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека.Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.Также можно привести в пример рассказ А.Приставкина «Война русских и чеченцев». Подобные опусы квалифицируются как фактические ошибки!
Уже который год эксперты читают в сочинениях до боли знакомые фразы о том, как в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» «отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата», как в «Муму» И.С.Тургенева барыня «самодурно решает судьбы вверенных её судьбой людей», как жизнь Онегина «превратилась в безрадостное существование без слез, без жизни, без любви» и как в романе «Георгия Владимирова» «Генерал и его армия» «генерал Гудариан», сидя в Ясной Поляне в кабинете Толстого, размышляет над поступками героев «Войны и мира». Читают – и снижают ученику баллы по критерию «Соблюдение языковых норм» в первых двух случаях и по критерию «Соблюдение фактологической точности» – в третьем и четвертом (фраза «без слез, без жизни, без любви» совсем не из «Евгения Онегина»; фамилия автора романа «Генерал и его армия» – Владимов, а военачальника – Гудериан).
Если вы не книгочеи… Первый вариант – заранее потратить некоторое время на изучение текстов, которые могут быть использованы для аргументации. «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, рассказы А. П. Чехова; «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова «Старуха Изергиль», «На дне» М. Горького и др.
Аргументы по проблеме лжи ( нужна ли ложь человеку?) В пьесе «На дне» М.Горький показывает людей, которые никогда не слышали доброго слова, рядом с ними не было того, кто дарил бы заботу и ласку. Лишённые нежности, доброты, герои пьесы стали преступниками и ворами, опустившись на самое дно жизни. Тёплые и ласковые слова, обнадёживающие их, люди услышали от странника Луки и поверили ему. На определённый момент лживая правда Луки оказалась гуманнее, нежели горькая правда Сатина. Когда «утешительный обман» Луки раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние.
Аргументы по проблеме лжи ( нужна ли ложь человеку?) В рассказе «Святая ложь» А.И.Куприн показывает героя Семенюту, которого выгнали со службы по ложному обвинению. Он ютится в случайном углу, нищенствует, но, приходя раз в год к матери в богадельню, Иван Семенюта важно рассказывает о своих успехах на службе и в жизни. Его ложь утешительна, и мать делает вид, что верит сыну.Александр Куприн очень точно охарактеризовал утешающий обман лжи: «Святая ложь – это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения».
Аргументы по проблеме выбора профессии: В книге «Сердце хирурга» Фёдор Углов пишет о своей профессии. Это произведение о человеке, который с самого детства знал, в чем состоит его призвание. Главный герой сделал всё для того, чтобы добиться высот в хирургии. Он стал таким хирургом, о котором с восхищением отзывались не только отечественные, но и зарубежные коллеги.
Аргументы по проблеме будущего Земли и её обитателей: Роберт Шекли в рассказе «Абсолютное оружие», изображая картину погибшего Марса, предупреждает человечество о том, что нужно ценить жизнь свою и жизнь других людей. Нужно дорожить своей планетой, потому что переселяться нам с Земли в случае опасности некуда. Оружие не делает различия между своими и чужими, воюющими и невоюющими.
Если вы не книгочеи… Второй вариант – не приводить литературный пример, сосредоточившись на аргументах другого типа. Вовсе не обязательно делать ставку на литературу, если вы в ней не сильны. Дополнительный балл – приобретение невеликое, а потерять на некорректной аргументации можно больше: за ошибки по критериям «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале», «Соблюдение этических норм», «Соблюдение языковых норм» эксперты снимут до 4 баллов.
Примеры из личного опытаОбобщённые примеры из жизниПредположительные примерыСсылка на обобщенное лицоСсылки на общезначимый опытПословицы, афоризмы Ссылки на кинофильмыАргументы, оцениваемые 1 баллом
Каким может быть аргумент из жизненного опыта? По проблеме роли искусства в жизни человека: В истории множество примеров того, как произведения искусства помогали людям преодолевать трудности, выигрывать сражения. Сила духа, укрепляемая произведениями искусства, играет в победе над врагом значительную роль. Яркий тому пример - Седьмая симфония Шостаковича, написанная в 1941 году и названная «Ленинградской». Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии, где исполнялась симфония, были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон. Многие из зрителей плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Каким может быть аргумент из жизненного опыта?Аргумент по проблеме непризнанности таланта современниками: Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1987 г. за 22 млн. 500 тыс. фунтов стерлингов.
Часто в горе-аргументах фигурируют многочисленные родственники и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории.Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть отца. Теперь и его дети ему не помогают.Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.
Не стоит приводить в пример случаи мелких бытовых ссор, упоминание событий из жизни известного только вам «дяди Васи», истории «одного мальчика» или «одной девочки». Также не вызывают доверия аргументы типа «сегодня люди всё более и более теряют веру в добро». Чтобы утверждать, что это так, надо провести ряд исследований и установить динамику социального спокойствия и веры в добро, чего экзаменуемый явно не делал. Голословные утверждения – это пустые слова. Такие «аргументы» никого не убеждают.
Аргумент по проблеме отношения к животным: Законодательством ряда стран (Италии, Испании, Словакии, Франции и др.) предусмотрено уголовное наказание за жестокое обращение с животными. Например, по закону Латвии за жестокое обращение с животными виновный может получить срок до 4 лет лишения свободы.
Часто выпускники обращаются к готовым подборкам, банкам аргументов, которые широко распространены в Сети. Подобные материалы могут быть неплохим подспорьем в подготовке к написанию сочинения, однако автоматически переписывать фразы из этих источников не следует.