К разработке этического кодекса педагога
Внешний вид педагогаПодготовила Касаткина Т.В.
Каждая профессия предъявляет требования к набору способностей, проявлению эмоций и мыслей. Чем более длительное время человек занимается каким-то видом деятельности, тем больше в нем проявляются профессиональные черты . Специфика педагогической деятельности учителя заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Это обусловлено большим объемом аналитической деятельности мозга, хроническим дефицитом времени и высоким уровнем личной мотивации педагога. Все эти особенности несут отпечаток на имидже учителя.
Учитель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, выделяются компоненты: внешний процессуальный внутренний Внешняя составляющая — это мимика, жесты, тембр и силу голоса, одежда, манеры, походка.
Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчать или затруднять педагогическое общение. Он может сделать его экспрессивным или способствовать естественному общению с учениками и коллегами.Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты:
Требования к внешнему виду педагогаКультура одежды является визитной карточкой учителя.Стиль одежды .Классический, несколько консервативный вид предпочтительнее, чем сверхмодные одежды Внешний вид педагога должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный . Он должен внушать уважение , вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
Большинство людей воспринимают респектабельный костюм как свидетельство солидного статуса его владельца. Силуэт респектабельного костюма — это такой, который приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (как для женщин, так и для мужчин). К респектабельному стилю не относятся джемпер, свитер (особенно пушистый), джинсы или мягкие брюки, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании людей такие элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют о низком социальном статусе его владельца. Силуэт одежды
Идеальная форма одежды для учителя та, что способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а на усвоении материала. Такой одеждой является деловой костюм. Он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога и официальность его отношений с учениками. К деловому костюму относится пиджак с юбкой или брюками и блузку. С юбкой-карандаш и блузкой хорошо смотрятся пиджаки. Здесь можно допустить немного вольности. Например, можно выбрать укороченный пиджак, с нестандартными манжетами, приталенный или удлиненный.Форма одежды.
Если вы по каким-то причинам не носите юбки или просто хотите разнообразить свой школьный гардероб, то на выручку придут брючные костюмы. По стилистике их сейчас великое множество, а значит можно найти для себя идеальный брючный костюм. Брюки могут быть расклешенные, зауженные, ровные, со стрелками.
Это может быть также красивое, элегантное, но деловое платье. Платье в гардеробе женщины играет очень важную роль. Оно не должно быть броским или ярким. Но оно обязано быть стильным. Хорошо смотрятся расклешенные, ниже колен лаконичные платья в ромбик или клетку, с рукавом три четверти и неглубоким декольте.И зимой не следует пренебрегать платьями. Модельеры потрудились над тем, чтобы сделать официально-деловой стиль женщины привлекательным и строгим одновременно. Хорошо вписываются в школьную атмосферу вязаные уютные платья с широким поясом и высокой горловиной.
Существует психология цвета. По цвету одежды, который выбирает себе человек, можно судить о его характере. Красный цвет предпочитают люди с несколько холеричным характером. Фиолетовый и все его оттенки носят люди, которые недовольны своей личной жизнью. Желтый и зеленый подходит людям жизнерадостным и оптимистичным, но такой цвет неприемлем для школьных стен. Актуальными считаются черно-белые цвета, темно-синие и серые.Цвет одежды
Учитель может корректировать свой имидж, улучшить его, меняя свои цвета в одежде .Общепринято, что черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. А яркая цветная гамма привлекает внимание учеников только к внешнему виду учителя. Лучше выбрать пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении материала. Правильный выбор цветовой гаммы одежды педагога может помочь найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.
Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Следует избегать блесток, люрекса, кожи, искусственных материалов.
Кстати, что касается серого цвета. Очень многие думают, что серый цвет обезличивает. На самом деле это не так. Яркость одежде и стилю придают совсем не цвет, а то, что человек носит в своей душе. Можно выглядеть серо в красной одежде, а можно быть ярким в сером костюме. Все идет от внутреннего восприятия жизни.
Здесь можно сказать только одно слово – классика, которая всегда была и остается в моде. При выборе обуви не должно быть «перегиба», а именно – учителям негоже носить туфли с обилием блесток или спортивные кроссовки.Обувь
Аксессуары – неотъемлемый предмет женского туалета. Под строгий стиль подойдут неброские бусы, маленькие серьги, тонкий браслет. Не стоит носить много колец на пальцах, особенно если кольца крупные. Достаточно 1-2 колечка. Хорошо смотрятся с деловым стилем шелковые платки и шарфы. Кстати, если вы одеты в черно-белую одежду, то шарфик яркого цвета отлично «впишется» в этот ансамбль.Аксессуары
Он должен производить впечатление ухоженной женщины. Лучше выглядеть максимально естественно. Макияж и маникюр нужно подобрать в сдержанных нейтральных тонах., как еще называют такой макияж стилисты – «макияж без макияжа». Светло-серые или светло-коричневые матовые тени, легкий румянец и слегка подкрашенные губы будут замечательно смотреться в дневное время.Макияж
Прическа должна быть достаточно строгой, а цвет волос — естественным. Если у вас длинные волосы, то их нужно уложить в аккуратную прическу. Стрижка не должна быть вызывающей и «взбалмошной»Прическа
Запах – это сигнал о его социальном статусе человека,один из главных показателей того, из какого социального слоя человек ( дорогие духи бизнес-леди, например)Запах сильно действует на подсознание. Дети привыкают к запаху любимого учителя. Арома-имидж включает в себя аромат классной комнаты, запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения . Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.Запахи базилика, шалфея, лавра, гвоздики, розмарина, кориандра, ромашки, кедра, лимона улучшают память; Запахи сосны, эвкалипта, герани, можжевельника, полыни, мяты, розмарина, чабреца активизируют умственную деятельность.Запахи фенхеля, розы, герани, чабреца, можжевельника, аниса, жасмина успокаиваютЗапахи эвкалипта, пихты, розмарина, шалфея, лимона позитивно воздействуют на нервную систему, имеют бактерицидные свойства. Арома-имидж