«Символдрама, как метод коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка 7 лет».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №11 «Символдрама, как метод коррекции эмоционально-волевой иличностной сферы ребенка» Опыт работына городском методическом объединениипредставила педагог-психологБойцева А.А.г. Новочеркасск2014 г. Что такое символдрама ?Символдрама (Кататимно- имагинативная психотерапия или метод «сновидений наяву»- направление психотерапии базирующееся на принципах глубинной психологии. Название метода происходит от греческих слов «ката» - «соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»), «имаго» - «образ». Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером в 1940г. Стадии психосексуального развития по З.Фрейду1. Оральная стадия - от рождения до полутора лет.2. Анальная стадия - от полутора до трех лет.3. Фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет.4. Латентная стадия - с 6 до 12-13 лет.5. Генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет. З.Фрейд выделил следующие защитные механизмы:1. Вытеснение желаний – непроизвольное удаление неприятных желаний, мыслей, чувств.2. Отрицание какого-либо события как «неправды». Человек проявляет яркое безразличие к логике не замечает противоречий в своих суждениях;3. Рационализация – бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное поведение.4. Инверсия – подмена действий, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположное поведение.5. Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу.6. Замещение – проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. 7. Регрессия – возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования Противопоказания для применения символдрамыПротивопоказанием для применения символдрамы в целом является:1. Недостаточное интеллектуальное развитие (ЗПР). 2. Острые, хронические психозы или близкие к психозу состояния.3. Церебрально-органические синдромы.4. Отсутствие желания (мотивация).5. Шизофрения. Показания для применения метода символдрамы 1.Нейровегетативные нарушения и психосоматические симптомы.2.Тревожно-фобические расстройства.3.Депрессии.4.Коммуникативные нарушения, агрессивное и ассоциальное поведение, расстройства адаптации.5.Сексуальные нарушения психогенного характера.6.Детская гиперактивность7.Кожные заболевания.8.Панические атаки.9.Психологические травмы, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).10.Снижение иммунитета.11.Анорексии.12.Ситуации трудного выбора.13.Ситуации профессионального определения.14.Отношения между супругами, с престарелыми родителями, при разводах, рождении ребёнка.  Описание метода символдрамыЛежащего с закрытыми глазами или сидящего в удобном кресле человека вводят в состояние расслабления. Для этого используется аутогенного техника по Й.Х. Шульцу. Предварительным условием проведения психотерапии является, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений и сбор данных о ребенке (анамнез). После достижения ребенком состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную тему. Предшественники символдрамыИспользование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Например в Древней Греции люди приходили в храм, ложились на ложе, закрывали глаза, представляли образы и рассказывали об этом жрецам. Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПроблематикаСоответствующие мотивыАктуально-насущные конфликты, актуальное настроениеМотив луга, ландшафтные мотивы, "фигуры" в облакахОральная тематикаМотив луга, ручья, коровы, кухни в домеАгрессивно-экспансивная тематика: а) анально-агрессивная;б) орально-агрессивнаяМотив окна (отверстия) на болоте, вулканаМотив льва Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПроблематикаСоответствующие мотивыГотовность к общению и социальным контактам, общий фон настроения.Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследоватьВытесненные инстинктивные и поведенческие тенденцииМотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моряЭдипальная тематика:Мотив горы, Мотив спальни в доме, плодового дерева плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на карете(для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню Работа с рисункомВажное место в работе по методу символдрамы занимает рисование человеком пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики - на основе рисунка пережитого человеком образа. Символика цвета{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}+цвет-Любовь, страсть, красныйАгрессия, ненависть, Разум, дисциплина, порядок, верность, идеисинийИррациональностьЭкстраверсия, открытость активность, свобода, слава, силажелтыйРевность, зависть жадность, лживость мания, бредЗрелость личности радость энергия, силаоранжевыйБорьба, агрессияРост, жизненный (витальный) силызеленыйБолезнь незрелостьРавновесиефиолетовыйТревогаДостоинствочерныйАгрессияМатеринское плодородиекоричневыйГрязь Тест «Цветок»Тест «Цветок» предлагается после сбора анамнеза. 5 целей теста «Цветок»: 1. Может ли человек представлять образы. 2. Научить работать с образами.3. Диагностическая цель.4. Человек получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности.5. Психоэмоциональная коррекция. Мотив «Луг»Мотив луга имеет очень широкое значение. Этот мотив можно использовать на следующем сеансе после, теста с цветком.Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере растительности на лугу.  Мотив «Ручей»Ручей- орально- материнский символ, отражающий динамику внутренних психических процессов и развитие в целом, насколько непрерывно, гармонично и последовательно протекает внутренняя психическая жизнь. Мотив «Гора»Мотив горы особенно показан в случае  проблем соперничества, закомплексованности, неуверенности в себе, проблем достижения цели,  половой идентификации, в случае депрессивной пассивности и заикания.Включает в себя четыре основные составляющие: рассматривание и точное описание горы, подъем в гору, описание открывающейся с вершины горы панорамы, спуск с горы.  Мотив «Дом»Дом — очень многоплановый мотив. В мотиве дома отражается структура, в которой человек проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи.З.Фрейд видел в доме символ личности или какой-либо ее части. Мотив «Опушка леса»Этот мотив позволяет проработать глубинные проблемы, бессознательные конфликты первых лет жизни и актуальные ситуативные переживания.Задание этого мотива направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.В отличие от работы со взрослыми, у детей этот символ многомерен. Лес- защита для них. Индивидуальное интегрированное коррекционно-развивающие занятие с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича и с использованием теста-мотива «Цветок» из метода символдрамыЦель: Коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста и развитие познавательных процессов.Задачи:1.Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.2.Снизить импульсивность, агрессивное поведение.3.Развивать воображение, креативность, речь, внимание, память, словесно-логическое мышление.4. Развивать мелкую моторику и математические способности. 3 блок. Коррекционная работа , направленная на освобождение от негативных чувств и эмоций (катарсис), на переработку актуально-насущных конфликтов, агрессивного поведения посредством использования метода символдрамы. Цель символдрамы- удовлетворение архаических (врожденных) потребностей, переработка внутренних конфликтов обуславливающих агрессивное поведение. Задачи:1.Снятие эмоционального и мышечного напряжения.2.Снижение импульсивности, агрессии.3.Развитие воображения, креативности. Практический пример коррекционной работыпо методу символдрамы на примере девочки семи лет с агрессивным поведением, гиперактивностью посредством показа ее рисунков и их интерпретаций.Рисунок к тесту «Цветок» Рисунок к мотиву «Луг» Рисунок к мотиву «Луг» Рисунок к мотиву «Ручей» Рисунок к мотиву «Гора» Рисунок к мотиву «Гора» Рисунок к мотиву «Дом» Рисунок к мотиву «Дом» Рисунок к мотиву «Опушка леса» Рисунок к мотиву «Окно» Рисунок к мотиву «Отверстие на болоте» Рисунок к мотиву «Поход на пляж» Рисунок к мотиву «Поездка на карете» Результативность работы Результативность работы ЛитератураКиевское общество символдрамы. Из архива Ханскарла Лёйнера. – Киев, 2000.Коннычева Г.Г. Реализация образовательной модели лицея, как профильной школы при ВУЗе. Психологическое сопровождение образовательного процесса в лицее. Библиотека журнала «Директор школы».- М.: «Сентябрь», №2, 2008Лёйнер Ханскарл. Кататимное переживание образов: Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Основная ступень; Семинар: пер. с нем. - М.: «Эйдос», 1996.Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. - Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., «Эйдос», 1997Парамонова А. А. Сны наяву: использование метода символдрамы в психоаналитической психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией. – Ростов - на - Дону: Изд-во «Ростиздат», 2005.Символдрама. Сборник  научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др.  Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпов    Спасибо за внимание!