Презентация Междисциплинарная программа «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»


Междисциплинарная программа«ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ» Грищенко Тамара Владимировнаучитель английского языкаМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.С.Пушкина» г. Черемхово составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, планируемыми результатами освоения ООП ООО предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразова-тельной школы является составной частью Программы развития УУД на ступени ООО Междисциплинарная программа«ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ» ПРОБЛЕМЫ Цель программы: формирование и развитие основ читательской компетенции, обеспечение развития читательской культуры Add Your Text Add Your Text concept Concept Add Your Text Add Your Text concept Concept Concept Add Your Text Add Your Text concept Concept Concept Разделы программы : Раздел 1. Описание требований к уровню чтения в основной школе.Раздел 2. Характеристика стратегий смыслового чтения.Раздел 3. Описание стратегий смыслового чтения. Раздел 4. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».Раздел 5. Описание условий организации эффективного обучения чтению. Раздел 6. Показатели сформированности стратегий смыслового чтения.Раздел 7. Методы выявления стратегий смыслового чтения. Теоретические основы программы Что значит «смысловое чтение»? Понятие , СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ - процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Основываясь на термине А.А.Леонтьева Сущность «Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности Необходимость формирования стратегии смыслового чтения Понятие Формирование стратегий смыслового чтения: типологии стратегий смыслового чтения действия и операции учетуровнейсформированности Психолингвистическая модельразвитиясмысловогочтения фазы результат смыслового чтения механизмы Фазы речевой деятельности(по А.А. Леонтьеву) предварительная ориентировка 1 планирование 2 осуществление 3 контроль 4 фазы смыслового чтения Фазы и виды стратегий смыслового чтения по С.В. Борисовой TEXT TEXT предварительная ориентировка на смысл чтения установление смысловых связей смыслообразование, результат - понимание прочитанного,нахождение смысла смысло-ориентирующая сенсорно-перцептивная логико-семантическая содержательно-смысловая смысловое прогнозирование, смысловая догадка вид смысло-ориентирующая тип стратегии предварительной ориентировки фаза -мнемическая стратегия-фонетическая стратегия-фонематическая стратегия-стратегия зрительно-пространственной координации-стратегия зрительно-моторной координации-ориентировочная стратегия Типология стратегий смыслового чтения по С.В. Борисовой вид вид сенсорно-перцептивная тип стратегии смыслового прогнозирования фаза стратегия антиципациистратегия обнаружениястратегия различениястратегия идентификации (вербальной, визуальной)стратегия опознаниястратегия соотнесениястратегия декодированиястратегия догадкистратегия группировкистратегия визуализации Типология стратегий смыслового чтения по С.В. Борисовой вид вид логико-семантическая тип стратегии установления смысловых связей фаза стратегия перекодированиястратегия вычленения значимой информациистратегия выделения смысловых вехстратегия установления смысловых связейстратегия кодированиястратегия воображения Типология стратегий смыслового чтения по С.В. Борисовой вид вид содержательно-смысловая тип стратегии смыслообразования фаза стратегия обобщениястратегия перевода на общий смысл Типология стратегий смыслового чтения по С.В. Борисовой вид Типология стратегий в соответствии со стадиями деятельности стратегиального чтеца ( по Н.Н. Сметанниковой) постановка предваряющих чтение вопросов беглый обзор материала предварительные организаторы чтения припоминание важной информации создание глоссария для данного текста слов предтекстовая зрительная представленность прогнозируемого содержания Типология стратегий в соответствии со стадиями деятельности стратегиального чтеца ( по Н.Н. Сметанниковой) контекстуальная и смысловая догадка выдвижение гипотезы, ее подтверждение/отклонение текстовая размышление во время чтения о том, что и как «я читаю», насколько хорошо «понимаю прочитанное» Типология стратегий в соответствии со стадиями деятельности стратегиального чтеца ( по Н.Н. Сметанниковой) включение его в другую, более масштабную деятельность использование материала применение материала в самых различных ситуациях, формах, сферах послетекстовая Стратегии смыслового чтения Предчтение Ориентиры предвосхищения содержания. Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления. Алфавит за круглым столом. Знаю, хочу узнать, узнал (KWL) Театр у микрофона Стратегии смыслового чтения Чтение Путешествие по главе книги.Чтение с пометкамиЧтение с вопросами.Чтение с обсуждением.Карта осмысления и запоминания событий.Тайм-аут! (паузы для сохранения информации).Мозаика (чтение «вскладчину»).FishboneРомашка Блума Стратегии смыслового чтения Постчтение Карта типа текста Паутина обсужденияПирамида фактовГде ответ?Карта межпредметных связейДневник / Журнал чтения Получит возможность научиться Использовать в соответствии с учебной задачей беглое чтение (быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости) Проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы«Основы смыслового чтения и работа с текстом» Ученик научится 5 класс Выделять главное в тексте параграфа. Использовать таблицы, схемы для систематизации знаний по теме. Получит возможность научиться Различать стили (научный, художественный, разговорный) и типы речи (повествование, описание, рассуждение) в звучащих текстах. Работать с публицистической литературой. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы«Основы смыслового чтения и работа с текстом» Ученик научится 7 класс Выделять главное в тексте параграфа. Находить в книгах комментарии: авторские, переводчика, редактора, подстрочные, комментарии, помещенные в конце книги; использовать ее справочный аппарат. Использовать сравнение с целью выявления общего и особенного в событиях, процессах, явлениях. Получит возможность научиться решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:определять назначение разных видов текстов;ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;различать темы и подтемы специального текста… анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Методы выявления стратегий смыслового чтения«Основы смыслового чтения и работа с текстом» Ученик научится 9 класс вид смысло-ориентирующая тип стратегии предварительной ориентировки фаза удерживать в памяти знаки, образы, символы в соответствии с возрастной нормой,называть изученные единицы текстовой информации (ЕТИ) Показатели сформированности стратегий смыслового чтения мнемическая стратегия вид учащийся может вид сенсорно-перцептивная тип стратегии смыслового прогнозирования фаза отличать ЕТИ, называть их, сравнивать прочитанные ЕТИ с картинками, на которых изображены соответствующие предметы Показатели сформированности стратегий смыслового чтения стратегия различения вид учащийся может вид логико-семантическая тип стратегии установления смысловых связей фаза делить текст на логические части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные, «ключевые» слова, соотносить текст и несколько вариантов плана текста, составлять план текста Показатели сформированности стратегий смыслового чтения стратегия выделения смысловых вех вид учащийся может вид содержательно- смысловая тип стратегии смыслообразования фаза определять основную мысль прочитанногосоотносить текст и заголовок, выбирать наиболее подходящий из ряда предложенных альтернативопределять главную мысль текста и идею автора Показатели сформированности стратегий смыслового чтения стратегия перевода на общий смысл вид учащийся может Методы выявления стратегий смыслового чтения вопросники для выявления стратегии смыслового чтения текста вопросники для выявления стратегии конспектированиялисты анализа для выявления стратегии смыслового чтения тексталисты анализа для выявления стратегии конспектирования текста по технологии целенаправленного развития познавательной стратегии А.А. Плигин, Е.М. Тишкина Методы выявления стратегий смыслового чтения Памятка для развития стратегии смыслового чтения учебного текстаБанк успешных действий и операций познавательной стратегии конспектирования текстаПамятка для развития стратегии конспектирования текстаСтратегия составления синквейна Спасибо за внимание! Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.С.Пушкина»г. Черемхово, Иркутской области