Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках английского языка
Основы смыслового чтения и работа с текстом Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. аспекты смыслового чтения:-поиск информации и понимание прочитанного; -преобразование и интерпретация информации; - оценка информации. Способы чтения Аналитический или структурный (от целого к частному);Синтетический или интерпретационный (от частного к целому);Критический или оценочный. Критическое мышление Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Прием «Мозговой штурм» Два этапа работы: На первом этапе (этап генерации идей) все участники обсуждения предлагают свои мнения, которые записываются ведущим обсуждения. На втором этапе (этап оценки) начинается обсуждение каждого выдвинутого предположения, конкретизация и развитие высказанных идей. Кластеры В центре – тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. like like to be fond
of to love to enjoy to be
keen on to get
pleasure
with Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Концептуальное колесо Круги по воде Слово записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. What was the name …?Do you agree that … ? etc. Why … ?Why do you think … ?What is the difference between … ?If you were … would you … ? etc. «Тонкие» и «толстые» вопросы Who …?What … ?When … ?Where … ?Was it … ? Узнаем Хотим узнать Знаем «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У) v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;+ если то, что вы читаете, является для вас новым;? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу ? + - v Метод Инсерт (insert) При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки: Фишбоун В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Зигзаг Количество отрывков должно совпадать с количеством учащихся в группах. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. . Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Прием «Чтение с остановками». 1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Творческая форма рефлексии – Синквейн синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.Тема «Itґs a Wonderful Planet We Live on"EarthBeautiful, blueLive, produce, polluteCan be kind, can hurtPlanet стратегия «Ассоциации» Ход работы:1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске.2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. 4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. пример ассоциаций по теме к слову «summer», составленные двумя группами учащихся:1-я группаSummer - the sun, rainbow, rain, butterflies, swimming, a boat, a river, a bridge, a fish, a camp, a long day, a shot night, blue sky, hot weather, wind.2-я группаSummer - ice-cream, apples, berries, a forest, cinema, games, bicycle, village, a kite, birds, water, travel, mushrooms, flowers, friends, free time. -– синквейн- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям- Достраивание кластера из ключевых слов- Ответы на поставленные вопросы.- Организация устных и письменных круглых столов.- Организация различных видов дискуссий.- Написание творческих работ.- Исследования по отдельным вопросам темы и - Чтение текста с маркировкой по методу insert- стратегия «Идеал»- стратегия «фишбоун»- зигзаг- Выделение ключевых слов подчёркиванием- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы-чтение текста с остановками - «Мозговой штурм»- кластеры- концептуальное колесо- Прогнозирование (по портрету, картине)- Прогнозирование по ключевым словам- таблица тонких и толстых вопросов- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте- круги по воде- Таблица «З–Х–У»- верные и неверные утверждения приемы рефлексия реализация вызов этапы Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов