Презентация Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности


Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности. Дети с ОВЗ «Людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать лиц (детей), которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Дошкольники с ОВЗ характеризуются Эмоциональной неустойчивостью,наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.Несформированностью интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы,низкой работоспособность, быстрой утомляемостью Типологические ошибки в области эмоциональной лексики: Обнаружено, что при определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники с ОВЗсмешивали различные эмоции, доступные возрасту;не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания, испытывают трудности в передаче эмоциональных состояний средствами лицевой экспрессии;определен высокий уровень тревожности детей с речевыми нарушениями, указывающий на недостаточную приспособленность к жизненным ситуациям и их эмоциональную оценку. Для ребенка - дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. эмоции - главные регуляторы деятельности ребенка Эмоциональный интеллект Способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны,не поддаваться стрессу и быть обаятельным. Самый короткий путь раскрепощения д-й с ОВЗ Снятия зажатости, развитие чувств и художественного воображения – это путь через театрализованную игру. Тетрализованные игры являются одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон личности ребенка и создающим «зону ближайшего развития» . «Коррекционная деятельность состоит из трех частей: 1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики – психогимнастика. 1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики – психогимнастика. 1) Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» 3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок. Игры по типу «Пойми меня» Литературная викторина «Пойми пословицу»«Угадай героя сказки»«Угадай сказку»«Угадай овощ (фрукт)«Угадай профессию» и т.д 4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д. 5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть. 6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают. 4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д. 5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть. 6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают. 7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Грубый продавец», «Вежливый покупатель») . 8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация. 9) Снятие мнимых неадекватных страхов, тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов. 10) Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего тона в различных ситуациях. 2 часть: развитие и коррекция эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с ОВЗ. Включает в себя развитие основных психических функций – восприятия, памяти, внимания, мышления, речи с использованием эмоциональной лексики и воображения средствами театрально-игровой деятельности. Театрализованная игра  Расширяет кругозор, формирует целостное представление об окружающем мире, реализовывает навыки ролевого поведения, оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. В театрализ.игре у детей с ОВЗ Развивается способность к успешному разрешению проблемных ситуаций умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка. Главное в театр.деятельности Создать  между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви;желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации.  Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела. 3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам релаксации. Здесь используется (музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки, которые также являются элементами психогимнастики. Театрально-игровая деятельность с детьми ОВЗ Развивает психические функции личности ребенка, художественные способности,общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчество в любой области. Театрализованное представление для д-й с ОВЗ - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Все это содержание составляет основу организации коррекционной помощи детям с ОВЗ. Спасибо за внимание !Презентацию подготовила Москалёва О.АВоспитатель группы компенсирующей направленностиМБДОУ ЦРР д\с «Василёк»