Урок русского языка в 7 классе на тему Сложные предложения с союзами


Тема урока: Сложные предложения с союзами что, чтобы, когда, потому что в 7 «А» классе Учитель русского языка: Адырбекова Манат КулмановнаСредняя общеобразовательная школа №9 имени Т.Рыскулова г.ТалгарАлматинская область 2.Проверка домашнего задания.Упражнение № 142.Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. Запишите. Составьте схему одного предложения. 1)Утром светило солнце, но….2) Настала горячая пора уборки урожая, и…3)В этом году мы собрали много яблок, но...4) В нашем классе появился новый ученик, а …5) В посёлке имеется всего одна школа, и …6) В нашем селе есть клуб, но…. Упражнение № 143.Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы и главные члены предложения.1)В траве по опушкам сидят крепкие боровики и розовеют мокрые сыроежки под опавшей листвой.2) Рассвет только начинался но птицы уже пели.3) надвинулась туча и скоро пошёл дождь.4)Солнце уже скрылось за горизонт и мы вернулись домой. 4.Постановка цели урока.-Когда наступает осень? - Почему осенью желтеют листья? -Почему птицы улетают в тёплые края?-Ребята, какие мы использовали при ответе предложения? -С помощью каких союзов они соединены в сложное предложение-Скажите, какая у нас тема сегодняшнего урока?-Скажите, цель сегодняшнего урока, как будет звучать? Александр Сергеевич ПушкинУнылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы. 5.Объяснение нового материала. -Откройте учебники на стр.65.Прочитайте. Выделите грамматические основы предложения. Сколько их? Может ли существовать вторая часть предложений без первой?Какая часть является главной, а какая – зависимой, подчинённой, придаточной? Поставьте вопрос от главного предложения ( басынқы сөйлем) к придаточному предложению (бағыныңқы сөйлем ).1)Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание.2) Ансар выучил стихотворение, чтобы получить пятёрку по русскому языку.3)Санжар выучил стихотворение, потому что оно ему очень понравилось.4)Ребята сразу замолчали, когда учительница вошла в класс.  Закрепление нового материала. 1 команде Упр №1502-ой командеУпр № 151.3-ей команде Упр № 152  Физкультминутка. Самостоятельная работа учащихсяРабота по карточкам   Творческое задание: Используя картины об осени составьте сложные предложения. В золото одела Осень все окрестные леса, и … Жаль ушедшего лета, потому что… Дни становятся короче, а… Вот смотрю на багряные кисти рябин, и… Осенью листья желтеют, потому что… Приметы и пословицы про осеньВесна красна цветами, а осень снопами. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая. В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима. Если орехов много, а грибов мало - зима будет суровой. 7.Подведение итога урока. Упражнение №158. Составьте лингвистический рассказ о сложном предложении по следующему плану на стр.68 учебника.1.Какие предложения называются сложными?2.По какому признаку можно разделить сложные предложения на виды?3.С помощью каких союзов связываются независимые части сложного предложения?4.С помощью каких союзов связываются главное и зависимое предложения?5.Можно ли из двух простых предложений составить одно сложное предложение без помощи союзов,с помощью интонации?Приведите примеры. 8.Домашнее задание: упр №154,155 на стр.67