Презентация на тему Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя основной школы
«Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя общеобразовательной организации» Е.Н. Тихонова Введение Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предполагает перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Изменяется система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы и, в частности, внешняя оценка. Внешняя оценка проводится,как правило в форме неперсонифицированных процедур (например, мониторинговых исследований). Цель внешней оценки (мониторинга): Создание оснований для обобщения и анализа полученной информации об уровне предметной обученности на первой ступени обучения для осуществления оценивания, прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных решений по улучшению качества образования. Цель диагностической работы: проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики. Характеристика участников внешней оценки: Диагностика проводилась в 4б классе МОУ «Тоншаловская средняя общеобразовательная школа», Это крупная сельская школа (465 учащихся) Школа реализует общеобразовательные программы: - начальное общее образование;- основное общее образование;- среднее общее образование. статус класса: общеобразовательный; обучение велось по ФКОС НОО количество учащихся: 23 чел. (16 девочек, 7 мальчиков); уровень успеваемости по математике -100%; качество – 78,3%Группа здоровья учеников – основная. УМК В данном классе преподавание математики велось по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа » автор учебника математики Чекин А.Л. Характеристика учителя: квалификационная категория: высшая образование: высшее, Вологодский государственный педагогический институт, 1977год, учитель биологии (по первому диплому - учитель начальных классов) педагогический стаж: 43 года возраст: 1952 г.р. (62 года) информация о повышении квалификации: 01.11.2011 – 11.11.2011г. Центр образовательных ресурсов и технологий БОУ СПО «Вологодский педагогический колледж». Образовательные курсы «ФГОС НОО: содержание и технологии реализации» (72 ч), Объекты оценки: Содержание заданий обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего начального образования, зафиксированными в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса математики начальной школы: «Числа и вычисления», «Арифметические действия» «Работа с текстовыми задачами» «Пространственные отношения. Геометрические величины» «Работа с информацией». Описание инструментария: КИМы- представленные в 4-х вариантах: каждый вариант содержал 20 заданий, из них №1 - №16 – задания базового уровня; № 17 - №20 – задания повышенного уровня. Каждое задание базового уровня оценивается в 1 балл, повышенного – в 2 балла. В работу включены задания с выбором ответа, открытые задания, задания на соответствие, задания с кратким ответом. Максимальное количество баллов, которое мог набрать обучающийся при условии успешного выполнения всех заданий проверочной работы – 24 балла. Время выполнения работы: 40 минут + 5 минут на заполнение бланков. Анализ результатов мониторинга учебных достижений обучающихся 4Б класса общеобразовательного учреждения «Тоншаловская СОШ» Череповецкого района (2013 – 2014 учебный год) По блокам содержания курса математики количество заданий распределяется следующим образом: Числа и величины — 4; Арифметические действия — 4; Работа с текстовыми задачами — 5; Пространственные отношения. Геометрические фигуры — 3; Работа с информацией — 3, Геометрические величины - 1. Согласно форме Ф–ОИД-1 результаты выполнения итоговой работы по математике показали: успешность выполнения работы составляет 70%, что выше показателя результатов всех классов, участвовавших в обследовании. (Регион – 62%, все регионы -67%) Выполнили менее 50% заданий базового уровня – 17% (регион – 19%); Выполнили от 50% - 100% заданий базового уровня –96% (регион – 81%); Выполнили от 65% - 100% заданий базового уровня -87% (регион – 64%). По форме Ф – ОИД-4 «Результаты выполнения итоговой работы по математике» результаты нашей школы выше чем, региональные. Уровни достижений:Недостаточный – 0% (регион – 8 %, все регионы – 6%);Пониженный – 13% (регион – 28%, все регионы – 20%);Базовый – 22% (регион – 12%, все регионы-13%);Повышенный – 52% (регион – 39%, все регионы – 41%); Высокий – 13% (регион – 14%, все регионы – 20%). По форме Ф – ОИД – 2 «Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по математике» следующие: Среднее значение по классу 70% (регион – 62%, все регионы-67%);Процент выполнения заданий базового уровня – 74% (регион 65%, все регионы 71%); Процент выполнения заданий повышенного уровня – 63% (регион 55%, все регионы -59%). Наиболее успешно ученики справились В 1 варианте с заданиями разделов: «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» (средний процент выполнения на базовом уровне – 100%; на повышенном уровне – 100%) «Работа с информацией»(средний процент на базовом и повышенном уровне – 83,3). «Работа с текстовыми задачами» (средний балл на базовом и повышенном уровне – 83,3%). Самые низкие результаты были показаны учащимися при выполнении заданий из раздела «Арифметические действия» (средний процент на базовом уровне – 50%), «Числа и величины» (средний процент на базовом уровне – 66,7%) . Во 2 варианте успешнее справились с заданиями разделов «Работа с информацией» (средний процент на базовом и повышенном уровне – 91,5 и 83,3% соответственно), «Арифметические действия» (средний процент на базовом уровне – 72%). Самые низкие результаты были показаны учащимися при выполнении заданий из раздела «Работа с текстовыми задачами» (средний балл на базовом и повышенном уровне –55,5 % и 33% ), «Числа и величины» (средний процент на повышенном уровне-42%) «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» (средний процент выполнения на базовом уровне и повышенном уровне – 33,3%) . В 3 варианте успешнее справились с заданиями разделов «Арифметические действия» (средний процент на базовом уровне – 100%), «Геометрические величины» (процент выполнения задания – 100 % ). Самые низкие результаты были показаны учащимися при выполнении заданий из раздела: «Числа и величины» (средний процент на повышенном уровне 33,3%) «Работа с текстовыми задачами» (средний процент на базовом и повышенном уровне – 33,3%). В 4 варианте успешнее справились с заданиями разделов : Геометрические величины» (на базовом- 100% и повышенном уровне – 60%), «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» (средний процент выполнения на базовом уровне – 90%) «Работа с текстовыми задачами» (средний балл на базовом уровне –80%, на повышенном уровне – 0%) Сильные позиции(базовый уровень) №15 Чтение готовой таблицы; выбор из нее нужной информации Работа с информацией №10;11№13 Соответствие формы предмета и его названия.Построение отрезка, равного по длине стороне данного 4-угольника Пространственные отношения. Геометрические фигуры №4;5№6;8 Терминология арифметических действийСмысл деления с остатком Арифметические действия №10№7 Нахождение доли величиныТекстовая задача в 2 действия Работа с текстовыми задачами №1№3 Упорядочивание величинПонимание смысла доли величины Числа и величины №задания Проверяемые знания/умения Разделы Сильные позиции(Повышенный уровень) №20 Установление истинности утверждений относительно заданного набора геометрических фигур Работа с информацией №19 Сходство и различие 4-угольника и 5-угольника Пространственные отношения. Геометрические фигуры №18 Последовательность действий;Описание хода решения задачи Работа с текстовыми задачами №17 Последовательность чисел; правило ее составления Числа и величины №задания Проверяемые знания/умения Разделы Проблемные зоны №14 Чтение готовой таблицы; выбор информации, необходимой для ответа на вопрос Работа с информацией №19 Сходство и различие пространственных фигур Пространственные отношения. Геометрические фигуры №7 Задача в два действия; связь между данными в косвенной форме Работа с текстовыми задачами №3№6№8 Соответствие между числовым выражением и его словесным описаниемТерминология компонентов арифметических действий; составление числового выражения по его описаниюНахождение неизвестного компонента в практической ситуации Арифметические действия №2№16№19 Позиционная запись числаНахождение числа, удовлетворяющее заданным условиямУстановление правила задания последовательности и нахождение ее членовПроведение классификации чисел. Выбор ошибочных ответов Числа и величины № задания Проверяемые знания/умения Разделы Рекомендации по итогам анализа результатов мониторинга Учителям начальных классов:Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание, расчет времени и др.);Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы, краткие записи и другие модели; составлять план решения и оформлять запись решения текстовых задач;Обратить особое внимание на формирование умений осуществлять совместную (с учителем и друг другом), а также самостоятельную конструкторскую деятельность;Усилить работу по формированию умений выполнять вычислительные действия и действия над величинами; совершенствовать навыки устных вычислений.При организации образовательного процесса направить усилия на формирование УУД младших школьников, обеспечивая максимальную самостоятельность учащихся при выполнении заданий на этапах закрепления применения полученных знаний;Изучить все возможности используемого УМК и поиск дополнительных методических и дидактических материалов, при необходимости, по низкорезультативным темам. Заместителям директоров по УВР, руководителям школьных методических объединений (ШМО), учителям математики. Представленные результаты важно учесть при внесении корректив в рабочую программу учителя математики основной школы в разделах «Работа с текстовыми задачами», «Арифметические действия».Организовать обсуждение результатов мониторинговых работ на совместных заседаниях ШМО, акцентировав внимание на выяснение причин неуспешного выполнения отдельных групп заданий и определения путей его предупреждения и коррекции;Спланировать работу по обеспечению преемственности начального и основного общего образования на организационном, содержательном и методическом уровне;Запланировать обсуждение на заседаниях ШМО вопросов, касающихся особенностей работы учителя по формированию основных компонентов учебной деятельности школьников;Разработать индивидуальные образовательные маршруты и развивающие программы для отдельных категорий учащихся (в особенности с высокими и низкими академическими результатам Перспективы: - создание оценочной культуры- развитие системы внешней оценки по ходу ее внедрения и постановке новых задач обучения и развития обучающихся начальной школыобеспечение уровня выполнения всех заданий итоговой работы не ниже 75% в соответствии с требованиями ФГОС. Заключение Проанализировав результаты выполнения итоговой работы по математике можно сделать вывод: Результаты нашей школы выше областных в связи с тем, что в данном классе работает опытный и высококвалифицированный учитель. Класс обучался не по ФГОС НОО; учитель данного класса вел предмет по УМК «Перспективная начальная школа», к которому в учительской среде неоднозначное отношение. Низкие показатели по разделам «Решение текстовых задач» и «Арифметические действия» при несомненно высокой квалификации учителя обнажают недостатки УМК и должны побуждать его к поиску дополнительных методических и дидактических материалов по данным темам. Анализ результатов мониторинга могут использовать: Учителя начальных классов, для дальнейшей подготовки к мониторингу; Учителя математики основного звена для планирования работы в данном классе, для отработки умений по разделам, которые вызвали затруднения при выполнении заданий итоговой работы; Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, получит возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Администрация школы, МО района для сравнения результатов по району Значение мониторинга мониторинг создает условия для рефлексивного компонента компетентности педагога начального звена обучения, а педагогам основного звена анализ результатов мониторинга помогает определить зону ближайшего развития каждого ученика, то есть уровень перспективных учебных действий, находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Все это в совокупности должно способствовать повышению качества знаний и развитию всех УУД обучающихся.