Презентация по русскому языку на тему: Лексикология. Фразеология. Лексикография.
Лексикология. Фразеология. Лексикография.Габриелян Ю.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №72
Ц е л и урока: -активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски: о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах; - закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализировать уместность употребления их в речи.
Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.Лексика (от греч.— словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка.Лексикография (от греч. lexikos — относящийся к слову и ...графия), раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей. Слово – это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств).Словарь – книга, содержащая перечень слов или других языковых единиц (морфем, словосочетаний, фразеологизмов), размещенных в определенном порядке, чаще всего алфавитном. Словари бывают энциклопедические и лингвистические.Терминология к уроку.
Лексикография делится на 2 основные группы: - практическая и теоретическая.В развитии практической Л. у разных народов выделяются 3 сходных периода: 1) дословарный период. Основная функция — объяснение малопонятных слов: глоссы (вРоссии, 13 в.), глоссарии, вокабуларии (сборники слов для учебных 2) Ранний словарный период. Основная функция — изучение литературного языка, отличного у многих народов от разговорной речи. переводные пассивного активного типа, двуязычные словари живых языков. Первые словари типа толковых создаются в странах с иероглифической письменностью (Китай, 3 в. до н. э., Япония, 8 в.). 3) Теоретическая Л. сформировалась во 2-й трети 20 в. Первую научную типологию словарей создаёт советский учёный Л. В. Щерба (1940). Дальнейшее развитие она получила в трудах многих советских и зарубежных лингвистов. Л. связана со всеми разделами языкознания, особенно с лексикологией. Современная Л. подчёркивает важную социальную функцию словарей, которые фиксируют совокупность знаний общества данной эпохи. Немного истории.
Щерба Лев Владимирович [20.2(3.3).1880, Петербург, — 26.12.1944, Москва], советский языковед, академик АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил Петербургский университет (1903). Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. Профессор Петроградского университета (с 1916). С 1943 работал в системе АН СССР и АПН РСФСР. Основные труды посвящены проблемам общего языкознания, русистики, романистики, славистики, лексикографии, педагогики. Создатель Ленинградской фонологической школы (см.Фонология). В магистерской диссертации "Русские гласные в качественном и количественном отношении" (1912) дал анализ понятия фонемы, предвосхитивший разработку теории фонем в европейской лингвистике. Исследовал проблемы орфографии и орфоэпии. Труды по теории и методике преподавания иностранных языков сыграли важную роль в создании советской методической школы.
Лексическое значение словаОднозначное или многозначное; в прямом или в переносном значенииСлова по использованию в речиНейтральное книжное, разговорноеСлова по происхождениюИсконно русское или заимствованноеПо времени появления в языкеНеологизм или устаревшее: архаизм или историзмПо сфере употребленияОбщеупотребительное, диалектное, профессиональноеЛексическая характеристика слова
Однозначные и многозначные слова«Русский язык очень богат и продолжает обогащаться»Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? Какими частями речи они являются?назад
Обладающий большим имуществом.Дорого стоящий, роскошный, великолепный.Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.Содержащий много ценных качеств ( переносное)назад«Богатый»:
1. Языку учиться– всегда пригодится. 2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. 3. Я больно прикусила язык. 4. Так вкусно, что язык проглотишь. - Как вы понимаете значение данных выражений?-Какое слово повторятся в этих предложениях?1. Выпишите то выражение, где слово «язык» употреблено в прямом значении 2. Что такое прямое значение? 3. Что такое переносное значение?назадПрямое и переносное значение слов
Чайнворд – антонимы Игра «Большая разница»: с помощью толкового словаря объяснить разницу в значениях слов:Всего одна буква, а какая большая разница!Игра «Найди пару»: подобрать подходящие по смыслу фразеологизмы к словосочетаниям:Разминка
СЕВЕРАНОТКРЫТАМОКРОТНЁСМЕЛЬЧАКОНЕЦЕЛЕТОТОГРЕЛАСКОВОТВЫКРИВОСЕНЬЮГЛУБОКО Игра «Чайнворд» -антонимы Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко.назад
отменить – отметить, поступок – проступок, слезать – слизать, назад Игра «Большая разница»:
Быстро бежать – без задних ногочень любить – черепашьим шагомосуждать недостатки кого-либо – с гулькин нос.крепко спать – разбирать по косточкаммедленно идти – сломя головуочень мало – души не чаятьПроверь себяназадИгра «Найди пару »
Быстро бежать – сломя голову; очень любить – души не чаять, осуждать недостатки кого-либо – разбирать по косточкам; крепко спать – без задних ног; медленно идти – черепашьим шагом; очень мало – с гулькин нос.назадИгра «Найди пару»
Картофель.Название этого вывезенного из Америки растения придумано в Италии. Там в 15в. Заморские клубни показались похожими на гриб трюфель: как и он, они росли под землей. «Трюфель» по-итальянски – «тартуфоло»; это слово немцы превратили в «картофель»; отсюда пошли и польское «картофеля», и украинское «картопля», и наши «картофель», «картошка». Само же исходное слово «тартуфоло», по-видимому, связано с латинским «тэрратубер» – «земляной клубень» (Л.Успенский)Задание к тексту 1 вверхЗадание к тексту 2Задание к тексту 3Работа с текстом
На какой из данных вопросов отвечает текст?Из какого языка заимствовано слово картофель?В какие языки, кроме русского, попало это слово?Почему итальянцы назвали слово tartufolo?В каком веке картофель появился в Америке?назадЗадание к тексту
2. Письменно объясните:Что такое заимствованные слова? Приведите примеры заимствованных слов из данного текста и свои собственные.В каких словарях можно узнать о происхождении заимствованных слов?назад Задание к тексту
3. Какое из этих слов относится к разговорно-просторечной лексике?- картофель- картопля- картофелякартошканазадЗадание к тексту
Домашнее задание№4 (правила и термины учить), текст №18, 19.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y