Урок по истории России в 8 классе на тему: «Отмена крепостного права в России».
Урок призван сформировать у школьников представление о негативном воздействии крепостничества на развитие России и в связи с этим – необходимости его отмены.На уроке развиваются умения логически мыслить, делать выводы, работать с текстом исторических документов, устанавливать причинно-следственные связи. Меры для решения крестьянского вопроса Николай I (1825-1855) Меры для решения крестьянского вопроса 1. Деятельность 10 секретных комитетов, рассматривающих возможность постепенного освобождения крепостных крестьян. 2. Барщина ограничена тремя днями в неделю 3. Указ о «вольных хлебопашцах», рекомендовавший помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. 4. Указ об «обязанных» крестьянах 5. Полностью отменено крепостное право в Прибалтике. 6. Крестьяне впервые допущены к присяге на верность императору. 7.П.Д.Киселёвым проведена реформа государственной деревни 8.В газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных. Крестьяне впервые допущены к присяге на верность императору. П.Д.Киселёвым проведена реформа государственной деревни. Александр I (1801-1825) Павел 1 (1796-1801) Меры для решения крестьянского вопроса 9. Установлен обязательный воскресный отдых для крестьян. В газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли Александр II На этом этапе кратко знакомим школьников с личными и государственными качествами Александра П. Обращаемся к портрету императора. В основу рассказа учителя (либо ученического сообщения или презентации) может быть положен следующий материал.Александр I — сын великокняжеской (потом императорской) четы, Николая Павловича и Александры Фёдоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле. Воспитателями и наставниками его были К.К.Мердер и В.А.Жуковский.Капитан К.К.Мердер — боевой офицер, генерал, ветеран наполеоновских войн — имел репутацию человека доброго, умного, волевого и исключительно порядочного. Поэт В.А. Жуковский был известен своей высокой нравственностью, просвещённостью, педагогическим опытом.Специально для Александра Василий Андреевич Жуковский составил «План учения», который был рассчитан на двенадцать лет и получил личное одобрение Николая I. Главной целью воспитания и обучения являлось «образование для добродетели».Под руководством наставников Александр получил прекрасное образование и усвоил твёрдые нравственные принципы. Большое значение придавалось изучению истории, которая, по мнению Жуковского, являла собой сокровищницу просвещения царского, так как наставляла опытами прошедшего, объясняла настоящее и предсказывала будущее.Цесаревич успешно овладел французским, немецким, английским и польским языками, математикой и другими дисциплинами. Его образование было лучше и основательнее, чем у его отца. Николай I, поощряя учение сына, тем не менее заботился о том, чтобы он стал военным человеком. В 1835 г. великий князь Александр прослушал практические курсы о российских законах, военной науке, финансах и дипломатии. «Беседы о законах» проводил с ним М.М.Сперанский, который внушал ученику уважение к закону, учил различать самодержавие и самовластие. Курс о финансах читал министр финансов Е.Ф.Канкрин. Согласно традиции, воспитание Александра завершилось путешествием для ознакомления с Россией и Европой.Во время путешествия по России в 1837 г., которое длилось около восьми месяцев, Александр побывал в 29 губерниях. Первым из Романовых Александр посетил Сибирь, где видел поселённых там декабристов и проникся искренним состраданием к ним. Он ходатайствовал перед отцом о смягчении их участи, и царь сократил сроки наказания некоторым из них.Больше года (в 1838-1839 гг.) длилось путешествие по Европе, в ходе которого Александр посетил Пруссию, Австрию, Англию, немецкие и итальянские герцогства и королевства, Швецию, Данию, Голландию и познакомился с экономической и политической жизнью этих стран. Николай I приобщал наследника к государственной деятельности. Александр возглавил Секретный комитет по крестьянскому делу. Однако сторонником отмены крепостного права он в то время ещё не был.Поражение России в Крымской войне заставило общество во многом пересмотреть привычные представления. Сложившаяся ситуация воздействовала и на взгляды нового императора. Александр II вступил на престол в 37 лет.