Урок по истории России в 8 классе на тему: «Отмена крепостного права в России».


Урок призван сформировать у школьников представление о негативном воздействии крепостничества на развитие России и в связи с этим – необходимости его отмены.На уроке развиваются умения логически мыслить, делать выводы, работать с текстом исторических документов, устанавливать причинно-следственные связи. Меры для решения крестьянского вопроса Николай I (1825-1855) Меры для решения крестьянского вопроса 1. Деятельность 10 секретных комитетов, рассматривающих возможность постепенного освобождения крепостных крестьян. 2. Барщина ограничена тремя днями в неделю 3. Указ о «вольных хлебопашцах», рекомендовавший помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. 4. Указ об «обязанных» крестьянах 5. Полностью отменено крепостное право в Прибалтике. 6. Крестьяне впервые допущены к присяге на верность императору. 7.П.Д.Киселёвым проведена реформа государственной деревни 8.В газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных. Крестьяне впервые допущены к присяге на верность императору. П.Д.Киселёвым проведена реформа государственной деревни. Александр I (1801-1825) Павел 1 (1796-1801) Меры для решения крестьянского вопроса 9. Установлен обязательный воскресный отдых для крестьян. В газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли Александр II На этом этапе кратко знакомим школьников с личными и государственными качествами Алек­сандра П. Обращаемся к портрету императора. В основу рассказа учителя (либо ученического со­общения или презентации) может быть положен следующий материал.Александр I — сын великокняжеской (потом им­ператорской) четы, Николая Павловича и Алексан­дры Фёдоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Мо­сковском Кремле. Воспитателями и наставниками его были К.К.Мердер и В.А.Жуковский.Капитан К.К.Мердер — боевой офицер, гене­рал, ветеран наполеоновских войн — имел репу­тацию человека доброго, умного, волевого и ис­ключительно порядочного. Поэт В.А. Жуковский был известен своей высокой нравственностью, просвещённостью, педагогическим опытом.Специально для Александра Василий Андрее­вич Жуковский составил «План учения», который был рассчитан на двенадцать лет и получил личное одобрение Николая I. Главной целью воспитания и обучения являлось «образование для доброде­тели».Под руководством наставников Александр по­лучил прекрасное образование и усвоил твёрдые нравственные принципы. Большое значение при­давалось изучению истории, которая, по мнению Жуковского, являла собой сокровищницу просве­щения царского, так как наставляла опытами про­шедшего, объясняла настоящее и предсказывала будущее.Цесаревич успешно овладел французским, не­мецким, английским и польским языками, матема­тикой и другими дисциплинами. Его образование было лучше и основательнее, чем у его отца. Нико­лай I, поощряя учение сына, тем не менее заботил­ся о том, чтобы он стал военным человеком. В 1835 г. великий князь Александр прослушал практические курсы о российских законах, воен­ной науке, финансах и дипломатии. «Беседы о за­конах» проводил с ним М.М.Сперанский, который внушал ученику уважение к закону, учил различать самодержавие и самовластие. Курс о финансах читал министр финансов Е.Ф.Канкрин. Согласно традиции, воспитание Александра завершилось путешествием для ознакомления с Россией и Ев­ропой.Во время путешествия по России в 1837 г., кото­рое длилось около восьми месяцев, Александр побывал в 29 губерниях. Первым из Романовых Александр посетил Сибирь, где видел поселённых там декабристов и проникся искренним сострада­нием к ним. Он ходатайствовал перед отцом о смягчении их участи, и царь сократил сроки нака­зания некоторым из них.Больше года (в 1838-1839 гг.) длилось путеше­ствие по Европе, в ходе которого Александр посе­тил Пруссию, Австрию, Англию, немецкие и ита­льянские герцогства и королевства, Швецию, Данию, Голландию и познакомился с экономиче­ской и политической жизнью этих стран. Николай I приобщал наследника к государственной деятель­ности. Александр возглавил Секретный комитет по крестьянскому делу. Однако сторонником отмены крепостного права он в то время ещё не был.Поражение России в Крымской войне застави­ло общество во многом пересмотреть привычные представления. Сложившаяся ситуация воздей­ствовала и на взгляды нового императора. Алек­сандр II вступил на престол в 37 лет.