Педагогическая поддержка как взаимомеханизм действий школьника и педагога
Педагогическая поддержкаБуравцова Валентина Николаевна ШКОЛА ( от греч. «дом радостей» от lat. «скала, скалистая местность), организованная «лестница» для подъёма на вершину. ВОСПИТАНИЕ ( от слов «питание», «ось» ) «это питание духовного человека». ОБРАЗОВАНИЕ ( от корня «образ») Ребёнку необходимы духовные образы как питательные элементы
Деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общениям, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением. / « это деятельность взрослых, способных открыть путь», ребёнку к образованию через «научения его свободе выбора»/О. С. Газман
Цель Педагогической Поддержки: «Выращивание» субъектной позиции.
Задачи Педагогической Поддержки:Помощь школьнику осознать ценность, цели и перспективы самореализации и собственной уникальности. Стимулировать аналитические, конструктивно-критические отношения к миру. Развивать рефлексию.Создать условия для включения ученика в разнообразную творческую деятельность.Оказать помощь в устранении препятствий при негативном влиянии, саморазвития/в зонах неустойчивости и кризисах развития.Помочь в освоении способов и механизмов творческой самореализации и самовыражения.
Проблема осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Главное правило педагогической поддержкиДать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельные решения.
Идеи-принципы педагогического взаимодействия Согласие ребенка на помощь и поддержку.Опора на наличие силы и потенциальные возможности личности ученика.Вера в эти возможности.Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.Совместность сотрудничества и содействия.Конфиденциальность.Доброжелательность и безоценочность.Безопасность, защита здоровья, прав, человеческие достоинства.Реализация принципа «не навреди».Рефлексивно - аполитический подход к процессу и к результату./ Т. В. Анохина/
Принципы организации педагогической помощиОбязательный учет психофизиологических, психических и социокультурных особенностей учащихся.Позиция в детском коллективе, социальном окружении.Поэтапность /последовательность/ взаимодействия осуществления педагогических приёмов.Изменение позиции педагога разных этапах.Комплексность подхода к процессу развития личности.Открытость взаимоотношений. Приёмы и методы организационной деятельности по педагогической поддержки Педагогическое наблюдение. «ты – высказывание» «я – высказывание» Активный слушатели / вербальная и не вербальная поддержка «пара фраз» проговаривание/
Содержание педагогической поддержкиСодействие школьнику в создании адекватного и целостного образа мира.Понимание себя в этом мире и в предъявление себя себе. Выбор реальных задач и изменения себя в мире.Построение гармоничных взаимоотношений с людьми.Формирование личностно - значимых смыслов и ценностей.
Условия педагогической поддержки/«помогающие отношения»/Восприятие ребёнком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы.Конкретность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками.Безусловное положительное отношение педагога к ребёнку.Эмпатийное понимание ребёнка воспитателем.Ощущение воспитанником конкретности, принятия и эмпатии педагога. / К.Роджерс/ Естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств. Теплая забота и принятие ребёнка, уважение ребёнка как личности, заслуживающей внимания.Понимание, эмпатия, умение взглянуть на ребёнка с его точки зрения.
Технология педагогической поддержки механизм, складывающийся из взаимосвязанных действия школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах.
I. ЭТАП / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ/Фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривания её самим школьником), совместная оценка проблема с точки зрения значимости её для ребёнка.
ll. Этап ( поисковый )Организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблем (трудности ), взгляд на ситуации со стороны ( приём «глазами ребёнка»)
lll. Этап (договорной)Проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
IV. Этап (деятельностнный)Действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инциативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь ученику)
V. Этап (рефлексия)Совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов, деятельности, констатация факта разрешимости проблем или переформулирования затруднение, осмысление ребёнком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.