Презентация по русскому языку на тему«Вводные слова и вставные конструкции»
Урок русского языка в 11 классе Задачи урока: 1) обучающая - повторение и систематизация материала о вводных словах и конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ; 2) развивающая - развитие навыков пунктуационного анализа предложений с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;3) воспитывающая – формирование языковой компетенции, интерес к музыке и ее роли в жизни человека, собственной нравственной позиции. Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился сделать их лучше. Г.Ф.Гендель 1. Устная орфоэпическая разминка (4) Поставьте ударение в словахДиспансерДоговорДонельзяДоскуИсчерпать ДиспансерДоговорДонельзяДоскуИсчерпать Группа по значению Примеры 1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно 2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй 3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению 4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему 5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так 6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать Вводные слова и их значения Группы вводных слов Примеры 1. Слова, выражающие чувства К сожалению, к счастью, к несчастью, к радости 2. Слова, выражающие оценку реальности (возможности/невозможности, уверенность, предположение) Конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное 3. Слова, указывающие на источник сообщения Говорят, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению … 4. Слова, указывающие на последовательность мыслей Во-первых, во-вторых, итак, следовательно, наконец 5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания Видишь ли, простите, допустим 6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли Словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится 7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении По крайней мере, самое большое 8. Слова, выражающие экспрессивность Честно говоря, смешно сказать, по правде, не в обиду будь сказано 9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится Бывало, по обычаю, по обыкновению Определите значение вводных слов Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И.А. Крылов.) Источник сообщенияК счастью, погода была тихая. (И.С. Тургенев.) Эмоциональная оценкаГлазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (И.А. Крылов.) Степень достоверностиИтак, повторим сначала предыдущее. (И.А. Бунин.) Последовательность изложенияСтрусил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (А.С. Пушкин.) Обращение к собеседникуЕму уж стукнуло, по сказкам, сто годов. (Н.А. Некрасов.) Источник сообщенияВообразите, наши молодые люди уже скучают. (И.С. Тургенев.) Обращение к собеседникуК умножению досады, бричка моя сломалась. (А.С. Пушкин.) Эмоциональная окраска ВВОДНЫЕ СЛОВА И ИХ ЗНАЧЕНИЯ 1) подчёркивающие экспрессивный характер высказывания: по правде, по справедливости, кроме шуток, честно говоря, между нами говоря;2) указывающие оценку меры того, о чём говорится: самое большое, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений;3) показывающие степень обычности того, о чём говорится: бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю;4) указывающие на ограничение или уточнение высказывания: по крайней мере, в той или иной степени, по меньшей мере, тем более. . Пунктуационный разбор Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку. (С. Т. Коненков, скульптор ) Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому к каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения. что делает? Она кажется утомленной. Вводные слова (конструкции) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложения, поэтому к ним НЕЛЬЗЯ поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения. Я, кажется, вас поняла. * Слово «ОДНАКО» В середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми В начале предложения или второй части ССПоднако = но и не является вводным Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако.Однако (=но) письмо он так и не получил. Слово «НАКОНЕЦ» указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление НАКОНЕЦ = «и ещё» НАКОНЕЦ = «под конец», «напоследок», «в результате всего». Можно прибавить частицу -то: А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания. Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничалкак? и наконец (-ТО) дождался. _ . _. _ . _ Слово «ВООБЩЕ» Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст.Ты меня вообще не жди вообще = «вообще говоря» вообще =«в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях» как? _ . _. _ . _._._ Слово «ЗНАЧИТ» Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность. значит = «стало быть», «следовательно» значит = «означает» или стоит между подлежащим и сказуемым Вводные слова и их омонимы 1. Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.2.Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.3.Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.4.Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.5.Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее. 1. Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, и взволнованным.2.Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.3.Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.4. Во время концерта Никколо Паганини Пунктуационная задача 1) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. 2) Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать * Русский ученый - лингвист Пешковский А.М. считал,что вводные и вставные конструкции - это Анализ схем 1. [, ВК,]. 2. [- ВК-]. 3. [ (ВК)]- Какую информацию они нам дают?- Что в них общего и чем отличаются? Задание: составить схемы предложений а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.в) “Седьмая симфония” Дмитрия Шостаковича – она еще называется “Ленинградской”- написана в блокадном Ленинграде * Трудности выполнения задания 17 Трудности Пути их преодоления Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения Запомните слова, которые НИКОГДА не употребляются в роли вводных слов Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения Определите синтаксическую роль слов (конструкций) Определение синтаксической роли слов: ОДНАКО, НАКОНЕЦ, ВООБЩЕ, ЗНАЧИТ, ТОЧНЕЕ , СОБСТВЕННО, ВЕРНЕЕ и др. Определи лексическое значение слова путём подбора синонима Обратите внимание! якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2015 * Умение производитьпунктуацион-ный анализпростогопредложения Умение находить ииспользоватьв речи языковыесредства СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Тихий, (1) молчаливый, (2) сдержанный, (3) он появлялся в мастерских, (4) где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи,(5) и ,(6) случалось, (7) покупал их для своей галереи прежде, (8) чем они успевали появиться на выставке. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове 6, 7 Поднялся из самых низов, (1) пришёл из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную». В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове 3, 4 Петр Ильич Чайковский Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России. В в о д н ы е с л о в а — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. Какие слова (конструкции) называются вводными? Напишите сочинение ЕГЭ ч.С, используя вводные слова Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста. Сформулируйте позицию автора. Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой в тексте Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт. Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д. По мнению автора, бесспорно, надо полагать,кроме того,с одной стороны, с другой стороны и т.д. Несомненно, конечно, например, допустим, вообще говоря, словом и т.д. * Домашнее задание: ЕГЭ-2015, в.10,часть 2. Мне понравилось на уроке, что я… Я ощущал себя на уроке… Мне нужно ещё поработать над… Рефлексия Спасибо за урок