Презентация для проведения мастер-класа по теме Кейс-метод. Математика


ФГОС ООО. Мастер-класс. Технологии активного обучения. Кейс-метод. Кадменская Наталия Владиленовнаучитель математики высшей квалификационной категорииМБОУ СОШ №88 с углубленным изучением отдельных предметовг. Воронеж
Технология проведения мастер-класса. Это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы: учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися; слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера; . мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия Технологии активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый обучающийся имеет определенное ролевое задание, которым он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Технологии активного обучения опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение и общение. Кейс-методОн может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-методКейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей.На современном этапе, в ходе реализации новых ФГОС, кейс-метод приобретает все большую популярность в обучении, как разновидность метода конкретных учебных ситуаций.Историческая справка: Кейс-метод является одним из прогрессивных методов обучения, способных сформировать ключевые компетентности. Общепризнанной родиной кейс-метода является Гарвардская школа бизнеса (20-е годы ХХ века). В России кейс-метод впервые был опробован в 70-х годах ХХ века в МГУ имени Ломоносова.В Российских школах данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Примерная структура кейса1.Ситуация – случай, проблема, история из жизни, т.к. кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть;2.Кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком;3.Нобходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;4.Кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.4.Вопросы или задания для работы с кейсом5.Приложения «Кейс-метод- это обучение действием».
Кейс-методДействия учителя1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания ,путями решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем Работа ученика с кейсом1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;2 этап — выделение основной проблемы(проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Кейс –это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией. Способствует развитию умений:Анализировать ситуации;Оценивать альтернативы;Выбирать оптимальный вариант решений;Составлять план осуществления решений.Потенциал кейса-Устойчивый навык решения практических задач.Отличительные особенности кейс-методаВо-первых, метод предназначен для получения знания по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична.Во-вторых, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество.В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и опыт решения проблем. Источники кейсовКейс представляет собой результат отражательной деятельности педагога. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа. 10 основных правил для анализа кейсаДвукратное чтение кейса.Составление списка проблем с которыми придется иметь дело.Оценка и объяснение цифровых данных.Распознавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.Составление основательного анализа имеющейся ситуации.Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного решения.Составление списка приоритетов.Контроль собственного плана действий для проверки разработок всех сфер проблемы.Не предлагать решений, которые обречены на провал. Как выбрать кейс? .Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Это приводит нас к следующей находке:Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы учащийся забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, учащиеся воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие. Если соображение правильно, и в той степени в какой оно правильно, предпочтительней современные случаи. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. РезюмеПедагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям . Рефлексия.Упражнение «Комплимент»;Упражнение «Открытый микрофон»;«ПОПС – формула»П – это позиция. Здесь учащиеся высказывают свою позицию по изучаемому вопросу, начиная со слов «я считаю, что…».О – обоснование. Здесь учащиеся приводят довод в поддержку своей позиции: «…потому, что…».П – пример. Здесь учащиеся приводят факты, иллюстрирующие свой довод: «…например…».С – следствие. Здесь учащиеся формулируют вывод, который надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции: «…поэтому…».