Презентация открытого урока на тему: Воспитание музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано


Презентация открытого урока на тему : Воспитание музыкального слуха в процессе обучения.Выполнила: Преподаватель МБУДО Центральная детская музыкальная школа г. СаратоваОдинцова Оксана Олеговна. 1. подробно рассмотреть понятие «музыкальный слух».2. показать слуховую работу как основную деятельность в процессе обучения игре на фортепиано.3. на конкретных примерах с учениками продемонстрировать приёмы работы на уроках.Цели урока: Музыка живёт внутри нас, в нашем мозгу, в нашем сознании, чувстве, воображении, ее «местожительство» можно точно определить: это наш слух… (Г. Г. Нейгауз)Что такое слух? Таким образом: первое – «художественный образ» (то есть смысл, содержание, выражение, то «о чём идёт речь») ; второе – звук во времени – овеществление, материализация «образа» и, наконец, третье – техника в целом, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи, игра на рояле «как таковая», то есть владение своим мышечно-двигательным аппаратом и механизмом инструмента. (Г. Г. Нейгауз)При работе с детьми в музыкальной школе очень важно понять, что техническое развитие не является главной задачей, воспитание музыкального слуха имеет большее значение, нежели техника игра на фортепиано Последовательность работы над звуком 1 этап – воспитание внимательного, требовательного уха, слухового контроля Слух контролирует результат мышечных действий, подобно тому, как художник, сделав мазок на картине, отходит и смотрит издали.2 этап – умение слушать протяжённость звука, ученик знакомится с «дефектом» фортепиано - затиханием длинного звука3 этап – слушание тембра, окраски звука 4 этап - Воспитание «Предслышания». Ощущение темпа перед началом пьесы, возможность спеть мелодию, а потом сыграть то, что звучит внутри. Этапы воспитания музыкального слуха Варианты слуховых задача) Слуховой контроль при работе над штрихами, слушать как отрываются стаккатированные ноты.Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=BJuMPSFsK-w Работа над этюдом в младших классах б) Игра штрихов в разных нюансах, стараться «прицеливаться» и точно попадать. Слушать синхронность в разной громкости.в) «Ровность» в легато (Не слышно, где первый палец), не акцентировать первый палец в правой руке, а сделать единую лигу на целый такт. Варианты слуховых задача) Сочетание двух фраз в правой руке и одной в левой, слушать разную динамику.б) Разные штрихи – разные слуховые образы: legato в правой – мягкое и певучее, а portamento в левой – напоминает размеренный шаг.в) Трёхдольный размер – первая доля – сильная, вторая и третья – слабая, фразировка в каждом такте партии правой руки.Работа над полифонией в младших классах г) Движение к кульминации, «горка», работа над самым громким звуком, поиск тембра. Слушать, как постепенно прибавляется звук, громкость.Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=6K6Ii04zniA «Что такое техника?. Техника - это не скорость или бравада, это мастерство владения инструментом, ровностью и качеством звука. Слово техника происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало – искусство». (Г. Г. Нейгауз) Для воспитания музыкального с слуха нужно в этюдах тоже а находить материал для слуховой а работы. Работа над этюдом в старших классах На уроке разбирается этюд К. Черни op. 299 № 5. Варианты слуховых задача) Ровность двух видов – ритмическая и слуховая, в гаммообразных пассажах все звуки должны быть точно ритмически выравнены и не один звук не должен быть сильнее или слабее.б) «Выравнивание» пальцев: тише - сильный первый палец, громче – слабые четвёртый и пятый. Целесообразно проучивать гаммообразные пассажи в правой руке (в одну октаву) на creshendo к 4 и 5 пальцам, выделяя слабые пальцы. в) АртикуляцияСсылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=OEmWCdJ0Vbkг) Фрагмент, в котором мелодия в правой, а пассажи в левой (первый палец левой руки не должен мешать мелодии) – нужно пытаться победить координационную симметрию, когда акцент хочется сделать одновременно двумя руками. д) В аккомпанементе чувствовать сильную и слабую долю, слушать бас ярче, а аккорд мягче.е) «Кульминационое крещендо» делает не только правая рука (шестнадцатыми), но и левая, как-бы помогает, крещендо в двух руках.ё) Полифонический эпизод – синкопа, слабая доля после синкопы, тот самый «дефект» фортепиано – всё это прекрасный материал для слуховой работы.ж) Ритмический унисон – шестнадцатые в правой и в левой руке, слушать шестнадцатые в слабой (чаще всего в левой) руке для ровности звука, и подстраивать правую руку под левую.з)Заключительные аккорды – слушать верхний голос, чтобы аккорд был как бы «с головой», и активизировать пятый палец В воспитании музыкального слуха очень важную роль играет показ педагога, когда учитель сам исполняет то произведение, над которым работает ученик. В этот момент у ребёнка формируется слуховой «эталон» – как должен звучать инструмент. И в домашней работе, если развита музыкальная и слуховая память, учащийся стремится играть как педагог. Также очень необходимым является в воспитание в ученике желания и умения с слушать других исполнителей – в а записи или в концертном варианте. м Именно в этот момент педагог должен н находится рядом с учеником, воспиты- с п и вая внимательного и разборчивого слу- а шателя. Заключение Рассмотренные в данном уроке слуховые задачи и педагогические методы являются лишь небольшой частью работы с учеником-пианистом. Освоение этих приёмов и навыков является необходимым и полезным при работе над любым репертуаром.