Презентация по искусству Красота в искусстве и жизни
КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ
... что есть красота, И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий
Какие ассоциации вызывает у вас слово «красота»?
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.
Что, на ваш взгляд, объединяет эти репродукции?Ф. Буше. Госпожа ПомпадурБ. Кустодиев. КупчихаО. Ренуар. Танец в деревнеР. ван дер Вейден. Женский портрет
Почему так по-разному выглядят красивые, с точки зрения художников, женщины? С помощью чего можно было изменить внешний облик человека?
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРАСОТЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Первобытное обществоБольшинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра и др.Другие части тела, напротив, частопренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительнонебольшого размера и лишены деталей.
Идеал красоты племён МайяЖенщины племени Майя окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу. После такой процедуры они становились нарядными и надушенными. На лицо также наносились различные краски.
Древний мирВ древнем мире красота людей представлялась иначе, чем в первобытном обществе. Скульптуры людей отображали идеал человеческой красоты: чистота линии лица, контуры фигуры, плавные ритмы складок.
Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.Нефертити
Историки отмечают в Клеопатреотсутствие женственной красоты. Профили на монетах показываютженщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, чтоКлеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.Клеопа́тра VII - последняя царица Древнего Египта из македонской династии Птолемеев.
Средние векаВ Средние века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Черты облика – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Эпоха ВозрожденияВ эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота.
Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.
Эпоха рококоЖенский силуэт в ХVIII веке снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Образу придаются легкость и игривость. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается.
Парики приобретают гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.
Эпоха ХIХ векаXIX век тяготел к искусственности в женском образе . Всё естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.
Эпоха ХХ века20-е годы ХХ века диктовали моду на женщин хрупких, угловатых или изящных, при этом достаточно спортивных. Впервые зародилась мода на женские короткие стрижки, демонстрирующие стройность шеи. С целью привнесения в облик драматизма рисовалась фарфоровая бледность и иногда поверх – лихорадочный румянец, глаза густо подводились и раскрашивались тенями для век, тонко заламывались подкрашенные и подщипанные брови, шеи оборачивались многослойными жемчужными ожерельями. ПППобедительницы конкурса красоты. 20-е годы ХХ века
В 30-е годы прошлого столетия эталоном красоты становится романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой – перманентом. И по-прежнему в моде высокая, худощавая фигура с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. (Именно такой стала идеальная фигура манекенщицы, такой она остается и теперь).
Вторая половина ХХ века внесла смелые, кардинальные изменения в идеал женской красоты. 80-е годы стали периодом преклонения перед высокой, но не угловатой, здоровой естественной красотой женщины. Женщины становились более уверенными в себе, старались реализовать себя на работе. Создался образ уверенной в себе сильной женщины.
В ХХ – начале ХХI веков идеал красоты менялся множество раз. Каноны красоты весьма переменчивы. Стоит ли фанатично стремиться соответствовать им? Лучше просто любить себя, вне канонов, эталонов и чьих-то представлений о красоте.
Красота природы
Что общего у красоты человеческой и красоты природы?«Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы» (В. И. Вернадский – русский учёный)«Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе» (Цицерон - древнеримский политик и философ)
Законы красоты
У красоты свои законы.Внезапно душу обожгла!И я шепчу: «Сошла с иконы»О той, что с поезда сошла.Она цены себе не знает:Идёт – как будто бы светя,В её глазах любовь сияет,И на руках её – дитя!Качнувшись, тронулись вагоны.И вслед шепчу я из окна:«О, нет! Не ты сошла с иконы –С тебя написана она!»
Какие, на ваш взгляд, законы есть в красоте?
Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.Гармония — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого.Гармония изначально свойственна миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.
Составляющие гармонииСимметрияКомпозицияРитмПропорцииПропорция золотого сечения
СимметрияВсё симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.
КомпозицияКомпозиция в искусстве — построение, структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.Композиция — мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.
РитмРитм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.
Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.
Пропорции Пропорции - соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Различают архитектурные пропорции и пропорции, используемые для изображения человеческого тела и лица. Представления о пропорциях возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников древнего мира, применявших при создании произведений определенные модули и геометрические построения.
Пропорция золотого сеченияОсобенно важную роль в искусстве играет пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности.
Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.
Творческое заданиеОпишите идеал женской красоты ХХI века.Ответьте письменно на вопрос: «Идеалы красоты какой эпохи вам близки? Почему?»