Презентация на тему Психолого- педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника


«Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника»Тема дипломной работы: Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника. Объект исследования: эмоциональная сфера младшего школьника.Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника. Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника будут эффективными, если: - проводится работа по обучению младших школьников способам самоорганизации и саморегулирования в учебной деятельности; - осуществляется формирование позитивного «образа Я» у младших школьников;- реализуется вовлечение младших школьников в практико-ориентированную деятельность с использованием игр и упражнений по снятию тревожности и агрессии. Задачи исследования:1. Выявить психолого-педагогическую сущность формирования эмоциональной сферы младшего школьника.2. Проанализировать особенности формирования эмоциональной сферы младшего школьника.3. Разработать критерии, показатели и средства измерения эмоциональной сферы младших школьников.4. Проанализировать практический опыт формирования эмоциональной сферы младшего школьника.5. Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника.6. Разработать организационно-методическое обеспечение и рекомендации по совершенствованию процесса формирования эмоциональной сферы младшего школьника. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, статистическая обработка данных, эксперимент, проективный, тестирование, анкетирование, наблюдение. В первой главе исследования проведен теоретический анализ формирования эмоциональной сферы младшего школьника. Анализ литературы показал, развитие качеств личности младшего школьника в процессе обучения, определяет формирование его эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). В педагогике и психологии исследованиями эмоциональной сферы личности и путей ее формирования занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас и П.В. Симонов, Э. Клапаред, П.К. Анохин, А.Ф. Лазурский и др. Эмоция - это реакция человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его среды. Эмоции имеют субъективно-объективную природу, эмоциональный процесс – это психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Диагностика уровня сформированности эмоциональной сферы младших школьниковКритерииПоказателиМетоды измеренияусловияКогнитивныйНаличие понимания и осознаниянорм и правил школьной жизни.Наличие представлений о своем эмоциональном состоянии и видах эмоций. Методика определения тревожностиАнкета 1 «Отношение к школьным правилам»,Aнкeтa 2. «Какие бывают эмоции» Диагностика уровня сформированности эмоциональной сферы младших школьников№ п/пКритерииПоказателиМетоды измеренияусловия 2Мотивационно-аффективныйНаличие эмоциональных проявлений в учебной ситуацииЭмоциональное отношение к учению. Методика «Оценка школьных страхов».Рисуночный тест «Я в школе» № п/пКритерииПоказателиМетоды измеренияусловия 3Деятельност-но-оценочныйУмение контролировать свои эмоции. Умение выражать свои эмоции.Проявление адекватной самооценки, уверенности в себе Карта наблюденийМетодика «Оценка психического состояния». Методика «Лестница успеха» Опыт развития эмоциональной сферы школьниковВ отечественном образовании накоплен опыт развития эмоциональной сферы школьников (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Д. Эльконин, Н.Н. Кулагина, Т.А. Репина, М.В. Трошина, И.В. Дубровина и др.).Авторы рекомендуют проводить работу по формированию эмоциональной сферы непосредственно в ходе учебных занятий и во внеурочное время. Ученые, учителя-практики предлагают использовать специальные упражнения, игры на снятие эмоциональной напряженности, тревожности, агрессии, формированию позитивной самооценки и др. Обучение младших школьников способам самоорганизации и саморегулирования в учебной деятельностиРеализуя первое положение гипотезы исследования по формированию эмоциональной сферы, младших школьников обучали способам самоорганизации и саморегулирования в учебной деятельности.Для этого в процессе обучения использовались памятки – совет, инструкция: Памятка-инструкция «Как работать с памяткой», «Как работать на уроке в паре», «Как работать над параграфом учебника», «Инструкция по самоподготовке», «Правило проверки», «Как готовить домашнее задание по русскому языку», Памятка «Правила списывания предложения или текста», Памятка «Как решать задачи?», «Правило-совет для читателя». Формирование позитивного «образа Я» у младших школьниковРеализуя положение гипотезы исследования по формированию позитивного «образа Я» у младших школьников экспериментальных групп, их учили взаимодействовать друг с другом, получать радость и удовольствие от общения, испытуемые имели возможность выбирать и быть выбранным, учить проявлять любовь к другим и чувствовать хорошее отношение к себе. Для этого проводились следующие игры: «Король», «Футболка с надписью», «Собери букет», «Пирамида любви». Вовлечение младших школьников в практико-ориентированную деятельность с использованием игр и упражнений по снятию тревожности и агрессииДля снятия отрицательных эмоций исследуемых младших школьников нами проводились следующие упражнения: «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Я не могу – я могу – я сумею», «Ветер дует на...», «Нарисуй свой страх», «Страшная история», «Восстанови дыхание», «Лифт», «Сад чувств», «Океан», «Школа клоунов», «Оправдай позу» и др.Младшие школьники учились различать позитивные и негативные эмоции, регулировать свое эмоциональное состояние, поведение, справляться с гневом, тревогой, страхом. Результаты второго констатирующего эксперимента Рис. 2. Диаграмма уровней сформированности эмоциональной сферы младших школьников (1-КЭ, 2-КЭ) Благодарю за внимание!