Презентация Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подходаГКВОУ ЦО Самарской областиПодготовил учитель биологии и химииотделения №1Карлова М. А.
1. Системно-деятельностный подход и принципы его реализации в системе общего образования.Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.Урок - основная форма организации обучения. Важно знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системнодеятельностного подхода.
Дидактические принципы.
2. Структура урока.1.Мотивирование к учебной деятельности.Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Структура урока.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
2. Структура урока.3. Выявление места и причины затруднения.учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. учащиеся должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
2. Структура урока.4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
2. Структура урока. 5. Реализация построенного проекта.обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется языке вербально и знаково.
2. Структура урока.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
2. Структура урока.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
2. Структура урока.8. Включение в систему знаний и повторение.выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
2. Структура урока.9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.