Презентация Реализация деятельностного подхода при обучении географии в условиях внедрения ФГОС


Реализация деятельностного подхода при обучении географии в условиях введения ФГОС ООО.« Великая цель образования- это не знания , а действия» Герберт Спенсер Современному обществу нужно подрастающее поколение , которое владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания, нужен успешный гражданин своей страны. В связи с этим результативно- целевой основой Концепции ФГОС ООО выступает деятельностная парадигма образования . . Ядром методической системы работы учителя выступает деятельностная составляющая, требующая постановки в центр учебного процесса организации деятельности школьников с различными источниками информации ( окружающая действительность, учебник, географическая карта, контурная карта, статистические данные, ресурсы Интернет, средства массовой информации) На современном уроке географии для учителя становится основополагающим следующее положение: учебная деятельность – это основа урока , представляющая собой процесс тесного единства содержательной и процессуальной составляющих. Содержательная базируется на системе географических знаний ( представлений , фактов, понятий, причинно- следственных связей, закономерностей)- фундаментальное ядро содержания географического образования , а процессуальная обеспечивается овладением системой умений и способов действий Географическое образование способствует развитию таких востребованных в современном мире умений , как пользоваться разными источниками информации, анализировать, классифицировать ее и группировать, наблюдать и исследовать объекты, явления природы и деятельность человека, владеть международным «языком» общения- географической картой . Практические работы создают у учащихся «фундамент» умений (самостоятельное использование учебника , карт, статистических материалов, географических моделей и приборов , называть и показывать географические объекты, описывать и характеризовать явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, координаты, измерять расстояния, азимуты, наблюдать за различными процессами, оценивать географические и экономические ситуации, прогнозировать явления и процессы) Деятельностный подход в обучении географии позволяет подготовить выпускника мобильного, креативного, способного мыслить настандартно, применять знания на практике. Инструкции, планы описания Для этого уч-ся предлагаются подробные инструкции для работ на местности, использования географических приборов, планы описания географических объектов. Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений- анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах( выводы, тезисы, логические схемы учебные экскурсии Уроки-практикумы, УДЕЦеленаправленному формированию учебных действий уч-ся их систематизации, обобщению, а также проверке уровня овладения умениями способствуют уроки- практикумы.Исследованиями психологов доказано, что факты легче усваиваются , если освещаются определенными идеями, группируются и систематизируются в опоре. Яркий пример УДЕ П,М.Эрдниева. При изучении таких тем как «Материки южного полушария», «Материки северного полушария», «Природные комплексы России», «Экономические районы России» и др. Используемый прием сравнения активизирует мыслительные процессы при усвоении учебных знаний, повышает качество знаний .Изучаемый материал при этом глубоко осознается , прочно запечатлевается в памяти . Сравнение позволяет устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность , на развитие познавательных способностей. Рабочие тетради по Географии Калмыкии Методический аппарат этого пособия ( система вопросов и заданий ) направлены на организацию самостоятельной учебной деятельности школьников , выполняют различные функции и способствуют формированию необходимых учебных действий. Задания рабочей тетради направлены на применение различных логических операций при осмыслении и закреплении изученного материала. В этих тетрадях метапредметные учебные действия формируются посредством различных схем, графиков, диаграмм, в которых заключено дополнительное к тексту учебное содержание , требующее анализа и осмысления заключенной в них информации. Рабочая тетрадь по географииГ. Э. НастиноваВ. А. ДулаеваВ. Э. Бадмаев    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПОГЕОГРАФИИ КАЛМЫКИИ    ДопущеноМинистерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия в качестве регионального учебного пособия для учащихся 8-9 классовобщеобразовательных учреждений  Географическое положение КалмыкииРезультаты работы занесите в таблицу и нанесите на контурную карту. Крайние точки  МестоположениеКоординаты   район долготаширота                        3. Используя карты атласа, определите области, республики, граничащие с Республикой Калмыкия. Полученные результаты оформите в таблицу, и нанесите на контурную карту. Границы  Территория    РеспубликаКрайОбласть                          Работа с учебником Школьников нужно целенаправленно и систематически обучать приемам работы с учебным материалом, и это продолжает оставаться в высшей степени актуальным для практики школы. В выработке умений большое значение имеют упражнения , вопросы и задания перед изучением каждой темы , параграфа. Эти задания создают возможность рассуждать. Высказывать собственное мнение и самостоятельно двигаться в изучаемой области. На каждом уроке стараюсь использовать многочисленные схемы, рисунки, таблицы, карты, статистические материалы приложения учебников. Они способствуют выполнению действий на анализ, объяснение выявление и установление зависимостей, связей и закономерностей, проведение сравнений, доказательств и подтверждений, составление описаний и характеристик, высказывание мнений. Формированию творческой основы действий способствуют задания в конце параграфа , итоговые вопросы в конце тем и разделов, а также работы с рекомендуемыми источниками дополнительной информации. Они позволяют высказывать суждения, составлять схемы, таблицы, разрабатывать рекомендации, выполнять поиск и делать прогноз, находить информацию , составлять и обсуждать презентации заключение Деятельностный подход в обучении географии позволяет подготовить выпускника мобильного, креативного, способного мыслить настандартно, применять знания на практике.