«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»


Работа над целеполаганием в условиях реализации ФГОС Учитель начальных классовМОУ СОШ № 9 г. НадымаМолоканова Л. Н. Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия.

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать». «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
Цели должны быть:- понятны, осознаны- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
диагностика целей учеников;анализ и систематизация полученных данных;конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
Классификаций целей, предложенная А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы:Личностные цели Предметные цели Креативные целиКогнитивные целиОргдеятельностные цели 
Список целей:1.Изучить материал учебника.2.Усвоить основные понятия и законы темы.3.Подготовить сообщение по одной из проблем.4.Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.5.Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.6.Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.7.Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.8.Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.9.Проявить и развить свои способности.10.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.11.Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.12.Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.13.Научиться решать задачи и проблемы по теме.14.Свой вариант цели. - цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении-цели № 3,5,8 – креативные наклонности- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности-цели № 9,14 – самоорганизация
Приемы целеполагания:1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.2. Работа над понятием.3. Подводящий диалог.4. Создание проблемных ситуаций1) на основе демонстрационного или фронтального эксперимента 2) при решении задач. 3) при постановке проблемных вопросов. 4) Нерешенная домашняя задача. Выводы: Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся.Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Спасибо за внимание!