Презентация к уроку истории на тему Просвещенный абсолютизм Екатерины II Алексеевны
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИСТОРИИРАЗДЕЛ: «РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ»ТЕМА: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II Алексеевны»Презентация подготовлена преподавателем истории Гусевой Светланой Викторовной ГБПОУ ТСиТ №29
Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века. Заключалась в проведении преобразований «сверху» и была направлена на устранение феодальных пережитков, мешающих развитию новых капиталистических отношений. В основе этой политики лежали идеи Просвещения, пользуясь популярностью которых, монархи желали показать свое правление как союз философов и государей.
В России формирование и развитие «просвещенного абсолютизма» связывают с именем императрицы Екатерины II Алексеевны, которая обладала природным расчетливым умом и волевым характером, увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.
Екатерина II АлексеевнаИмператрица Всероссийская с 09.09.1762 по 17.11.1796 г. Пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III (в браке с 1745 по 1762 гг.). Родилась 02.05.1729г., в Пруссии, Умерла 17.11.1796 г. (67 лет), в Санкт-Петербурге
Начало разложения крепостнической системы.XVIII век – век Просвещения – интеллектуального движения в истории европейской культуры, связанного с развитием идей рационализма и свободомыслия, подготовившего буржуазные революции (Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одного социально-экономического и политического строя другим, более высоким, прогрессивным) в Северной Америке (1775-1783 гг.) и Франции (1789-1799 гг.).Складывание российского просвещения и общественной мысли.Социальные движения.Необходимость новой модернизации страны.Просвещенный абсолютизм Екатерины II Алексеевны
Просвещенный абсолютизм – политика абсолютизма, проявлявшаяся в реформах по ликвидации устаревших форм феодальной зависимости государства от церкви и по распространению образования и культурыЧерты просвещённого абсолютизма Екатерины II:Поддержка новых тенденций в экономике, если они не противоречили интересам дворянстваИспользование идей Просвещения в целях укрепления абсолютистского государства «общего блага»Преувеличенное представление о роли законодательства (в первые годы правления Екатерины II – 22 закона в месяц)Развитие науки, образования, попытки создания новой породы просвещённых людей, законопослушных самодержавной власти
Проявления свободомыслия в отношении европейских политических теорий, переписка Екатерины II с философами Просвещения (Вольтером и его единомышленниками), их материальная поддержкаПреследование деятелей русской общественно-политической мысли, выходивших за пределы, очерченные Екатериной II (мыслитель и писатель А.Н. Радищев, писатель, журналист и издатель Н.И. Новико́в)Мероприятия просвещённого абсолютизма: Основа «Дух законов» французского просветителя Ш. Монтескьё и трактат «О преступлениях и наказаниях» итальянского юриста Ч. Беккариа Цель законов — общее благо.Источник законов — государь.Необходимо подготовить людей к введению новых законов.Вольность — право делать то, что позволяют законы.Отделение судебной власти от исполнительной
1763 г. — реформа Сената: его разделение на шесть департаментов, ведавших определёнными сферами управления, это лишило Сенат законодательных функций и превратило его в административно-судебный органСтрана должна управляться по единым принципам, для этого в 1764 г. отменили гетманство на Украине1764 г.— указ о терпимом отношении к раскольникам, что привело к экономическому развитию старообрядческих центров в Стародубе, на Керженце, на Урале1764 г.— секуляризация (обращение церковной собственности в светскую) церковно-монастырских земель, благодаря чему более 1 млн. душ крестьян, принадлежавших Церкви, перешли в ведение государства (экономические крестьяне), это лишило Церквовь экономической независимости1765 г.— создание Вольного экономического общества — первого русского научного общества, цель: содействие внедрению в сельское хозяйство новой агротехники, проведение обсуждения хозяйственных проблем.
1766—1767 гг. – Наказ Екатерины II (20 глав, 526 статей) для Уложенной комиссии. 1767—1768 гг.— Уложенная комиссия — собрание депутатов, представлявших государственные учреждения, а также сословия дворян, государственных крестьян, казачества, горожан. Задачи Итоги Создание нового свода законов.Выяснение настроений различных слоев российского общества.Новое уложение не выработано.Выявлены разногласия среди депутатов:по вопросу о крепостном праве;о привилегиях сословий.
ЦелиУкрепление положения дворянства в государстве и обществе.Изменение и упорядочение административно-территориальной системы России.Укрепление местной власти в целях повышения эффективности борьбы с «беспорядками» (1773—1775 гг. — крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачёва)разделение России на 50 губерний (вместо 20);упразднение провинций сохранение деления на губернии и уезды;разделение власти в губерниях по функциям (административная, судебная, финансовая);изменение судебной системы: введение сословного судаЛинии сравненияГубернияУездАдминистративная властьГубернатор Капитан–исправникГубернское управлениеНижний земский судОрганы сословного суда:для дворян;для гос. крестьян;для горожанВерхний земский суд.Верхняя судебная расправа. Губернский магистратУездный суд.Нижняя судебная расправа. Городовой магистрат1775 г.— реформа местного управления.
Губернский городГлавное народное училище (4-классное)Уездный городМалые народные училища (2-классные)Церковный приход (церковно-административная единица, включающая общину верующих и храм с служителями)Церковно-приходские училища (1-классные)1764 г.— открытие воспитательных домов с целью: «создание новой породы людей».1764 г.— начало женского образования: основание для дворянок Института благородных девиц при Воскресенском монастыре Санкт-Петербурга (в обиходе его называли Смольным).1772, 1773 гг.— основание Коммерческого и Горного училищ.1783 г.— открытие частных вольных типографий.1786 г.— организация системы образования и создание школьной сети:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!