Моделирование как универсальное учебное действие
Моделирование как универсальное учебное действие
УУД – совокупность способов действий учащихся, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Моделирование– это построение моделей, раскрывающих в обобщенном и систематизированном виде отношения предметов, явлений, событий.
Цели :- построения модели ориентировочной основы умственного действия;- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений; - для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия; - для лучшего запоминания учебного материала.
Методическое применение метода моделирования
на уроках литературного чтения позволяет научить школьников :- правильно строить рассуждения и сравнения;- проводить композиционный анализ литературного произведения, - помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.
Задания на диагностику личностных результатов:Объясни, как ты понимаешь выражение … Подумай, какими словами можно заменить выражение …Оцени поступки главных героев (героя) произведения.Предложи свои варианты ….Выскажи предположение ….
Задания на диагностику коммуникативных УУД:Нарисуй понравившегося героя. Покажи свой рисунок соседу.Обсудите, почему вы выбрали таких героев.
Виды регулятивных действий:«Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?».«Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».«Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного».
Алгоритм действия при работе с художественным произведением1. Прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель.2. Расположи модели по порядку.3. Какие части сказки совпадают.4. Определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ.5. Прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам.6. Нарисуй иллюстрацию к данной части сказки.7. Соотнеси иллюстрации с моделями.8. Соотнеси план пересказа с моделями.9. Перескажи предложенную часть.10. Найди модель части сказки, в которой, например, есть описание зим-него леса.11. Определи, из какой части сказки взяты строки,
На уроках русского языкавыполни индивидуально, в парах, коллективнопроведи линию, впиши буквы, обведи, раскрась и т.пнарисуй стрелки, схему, таблицувыдели гласные, согласные, слоги.
на уроках математики предварительный анализ текста; перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами; построение модели; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Таким образом, моделирование способствует успешному усвоению учащимися новых знаний, формирует компетентность, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивая тем самым условия формирования универсальных учебных действий.