Презентация на тему Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ 
Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида № 6 «Тургай» п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ Старший воспитатель:Мустафина Л.С. «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»  Значение сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников развитие мыслительных процессов (воображение, образное мышление, память, связная речь);развитие эмоциональной сферы; развитие социальных и коммуникативных способностей (сопереживать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, разрешать конфликты) Этапы развития сюжетно-ролевой игры  Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.Второй этап: простые ролевые игры.Третий этап: сюжетно-ролевые игры.Четвёртый этап: творческие сюжетные игры. 1,6 – 2 г. В раннем детстве закладываются предпосылки сюжетно- ролевой игры. Дети этого возраста предпочитают свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, лазание, игры с крупными двигателями.2-3 г. Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников имеют огромное значение для решения задач всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в этом возрасте отображает жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем.3-4 г. Одной из основных задач воспитателя этой группы является своевременно сформировать у детей умение действовать на первых этапах игры, и именно от этого будет зависеть ,станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной деятельностью. 4-5 л. В играх среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.5-6 л. Игры детей старшего дошкольного возраста направлены формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры.6-8 л. Игровой опыт детей подготовительной группы обогащается как за счёт усложнения сюжетной, событийной стороны игры, так и за счёт усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Что должен знать и уметь педагог? понимать специфику детской игры;иметь представление о ее развивающем значении;знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;уметь играть соответствующим образом с детьми разных возрастных групп. Структура сюжетно – ролевой  игры: Сюжет (сфера действительности: быт семьи, труд взрослых, события в стране, др.); Содержание (младший возраст – действия с игрушками, старший возраст – взаимоотношения взрослых); Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации; Воображаемая ситуация Правила  Вопрос 1 Какая особенность устройства жизни, быта племени  нашла отражение  в игре детей? Критерии уровня овладения детьми сюжетно-ролевой игрой Тематика игр       Игровые умения                                          детей      Какой из критериев, на ваш взгляд, является    определяющим?                                              Вопрос 2 Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей? Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру Задача воспитателя - помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану. Педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием.Взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.  Принципы организации сюжетно-ролевой игры 1-й принцип –  воспитатель должен играть вместе с детьми (взрослый -  «умеющий интересно играть партнер») 2-й принцип – воспитатель должен играть с детьми на всех возрастных этапах,  но на каждом этапе  сразу дети «открывают» и осваивают новый, более сложный способ ее построения.     3-й принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам. Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой          ПРЯМЫЕ Участие  взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: принятие на себя роли;разъяснение;совет;помощь в решении спора;показ различных способов игры      КОСВЕННЫЕ Создание условий для активации самостоятельной игры детей : -  оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; -  формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;создание игровой ситуации;наблюдение за игрой детей Вопрос 3 Какие приемы, на Ваш взгляд, следует использовать педагогу для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте? Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности.Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.Общение взрослого с детьми в процессе игры.Интеграция в работе педагогов ДОУ. Комплексный подход к организации   сюжетно-ролевой игры Игра в традиционной системе ДО и системе развивающего обучения Критерии Традиционнаясистема Развивающее обучение Стиль взаимодействия субъект – объектное педагог - «умеющий интересно играть партнер» Приемы руководства прямые косвенные Форма организации коллективная 3 – 5 человек Критерий оценки тематика игр игровые умения детей Цель взаимодействия «проработка знаний, тем» формирование игровых умений Этапы организации сюжетно-ролевой игры 1 этап. Подготовительный.      Блок 1. Развитие  у детей интереса к труду учителя, учебе детей в школе.      Включает в себя когнитивную подготовку, связанную с формированием системы необходимых знаний (чтение художественных произведений, беседы, рассматривание фото, иллюстраций, проведение экскурсий, дидактических игр, др.)      Блок 2. Формирование эмоциональной заинтересованности.            Цель: определение желания и готовности играть в школу.      Направлен на выработку мотивов и позитивных установок (развитие потребности поиграть в школу под впечатлением знаний о школе, развитие мотивации к самореализации через игру). 2 этап. Совместное планированиеЦель: составить план игры.   Совместное составление плана-схемы, обсуждение ролей и отбор предметов для проведения игры, выбор места в группе.3 этап. Подготовка к игре.Цель: подготовить оборудование к игре. 4 этап. Игра.Цель: согласовывать свои действия с участниками игры, воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, формировать инициативность, дружелюбие, эмпатию.5 этап. Анализ игры.Цель: подведение итогов и оценка (самооценка) игры. Спасибо за внимание!