Презентация на тему Технология сопровождения сюжетно-ролевых игр Ольги Викторовны Солнцевой


Технология сопровождения сюжетно-ролевых игр Ольги Викторовны СолнцевойСоставитель: Корендясова Юлия Александровна, преподаватель педагогики Барнаульского государственного педагогического колледжа, кафедра дошкольного образования Зачем ребенку играть?Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его самостиТворческая игра готовит ребенка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации.Способствует развитию психических процессов: воображение, мышление, память, речьИгра дает радостное самоощущение, позволяет пережить ситуацию успеха – формирует самооценкуВ игре развивается символическая (знаковая) функция (использование предметов заместителейРазвивается саморегуляция, волевые качества


Мир игры современного дошкольникаВ игре проявляется ориентация на новые ценности, в т.ч. и на материальные («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).На игровые сюжеты влияет происходящее в окружающей действительности («Народный артист», «Танцы со звездами»).Игровые роли по мотивам современных мультфильмов («Человек-паук», «Феи Винкс», «Монстр Хай», «Эвер Афтер Хай», «Черепашки Ниндзя», «Рейджеры», «Миньоны»).На игру дошкольника оказывает влияние современная игрушка («Барби», «Кула Братц», «Покемон», «Робот трансформер»).Сохраняются и традиционные сюжеты. На что обратить внимание современному педагогу?Игра –любимый вид деятельности дошкольников.Изменилась игровая субкультура дошкольников игровую субкультуру необходимо изучать и учитывать. К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра уступает место другим видам игр, интегрируется с разными видами игр. Как учить игре?Обучение игре – механизм естественной помощи воспитателя ребенку, который включает в себя:Непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игреНаблюдение за игрой детейИзучение детских возможностей и перспектив развития игрыВоспитатель- привлекательный игровой партнер для ребенка, который привносит в детскую игру новое содержание и новые уменияСоздание игровой предметно-развивающей среды в группе


Начинать с наблюдения за играми детей для выявления их игровых умений и интересов, диагностируя, воспитатель обращает внимание на: 1. начало игры (кто инициатор, как организован сговор).2. ход игры (как дети переходят от эпизоду к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используют, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, каковы эмоции играющих).3. конец игры (было ли логическое завершение, произошел ли сговор на продолжение игры)Как играть с детьми? Обеспечение ребенку позиции участника тех событий, которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра кинофильмов, мультфильмов. Создание предметно-игровой средыВлияние педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнераКосвенный (непрямой) прием Непосредственный (прямой) прием Позиция педагога как участника игрыПедагог как партнёрПедагог как координатор игровых замыслов и общения детей.Педагог как наблюдатель за играми детей.назадвперед Создание предметно-игровой среды Минимизация содержания тематических наборов для сюжетно-ролевой игры: использование ключевых атрибутов.Насыщение среды предметами заместителями, использование в игре воображаемых предметов.Различные конструкторы для моделирования игрового пространства.Условность предметно-игровой среды.Коллекционирование с детьми.Изготовление детьми атрибутов для игры.назадвперед Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя!Прямое влияние строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьмиИгровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их «обучают» игратьдалее Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и учёт ее результатов во взаимодействии с детьми в игре.Наличие игровой позиции, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей.Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребёнка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребёнком опыта игровой деятельности Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.Создание современной предметно-игровой средыПедагогическое сопровождение игровой деятельности Игровая позиция воспитателя включает в себя:ярко выраженный интерес педагога к играм детей.рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности.инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими.эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей.креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. назад Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей 3-4 летЗадачи работы с детьми: принятие игровой роли в совместной игре с воспитателем;правильное называние себя в игровой роли («Я – шофер»);называние своих игровых действий («Я завожу мотор»);передача цепочки из нескольких связанных действий в сюжетно-ролевой игре;вхождение в игровое общество со сверстниками (парное взаимодействие и в малой группе);использование в игре игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов;совместно с воспитателем использовать постройки для игры. Этапы педагогической технологии: 1-й этап. Развитие у ребенка умения принимать на себя игровую роль и реализовывать ее через предметные и речевые действия, направленные на партнера-игрушку или сверстника.2-й этап. Расширение диапазона выполняемых игровых действий (передача характера, настроения), участие детей в коротком взаимодействии со сверстником.3-й этап. Развитие умений вести ролевой диалог, переходить к ролевым диалогам со сверстником; обогащение содержания ролей за счет образов литературных персонажей.Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей 3-4 лет Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей 4-5 летЗадачи работы с детьми:Накопление содержания для сюжетно-ролевых игр представлениями об окружающей действительности. обогащение игровых действий: называние игры, своей роли, роли играющих, использование предметов заместителей, изображающих действий, сокращение предметных действий за счет обозначения их в речевом плане;обмен ролями с воспитателем, включение детей в диалоги;перенос игрового опыта в совместные игры с детьми;воспитание доброжелательных отношений между детьми. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей 4-5 летОбогащение содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр.Развитие и совершенствование умения детей вступать в ролевое взаимодействие со сверстником.Развитие самостоятельности и творчества детей в игре .1-й этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции «соигрока».2-й этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника» .3-й этап Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в игре.Задачи педагогического сопровожденияЭтапы педагогической технологии Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей 5-6 летЗадачи работы с детьми:обогащение содержания сюжетных игр на основе знакомства с социальной действительностью и отношениями людей, активизация воображения на основе сюжетов сказок, мультфильмов;построение игры со сверстниками на основе совместного сюжетосложения (знакомые сказки, внесение изменений, новый творческий сюжет);использование средств выразительности для передачи роли;передача словесно воображаемых игровых, событий, места действия «Здесь море…»;самостоятельное создание игровой обстановки;творчески разворачивать и дополнять по ходу игры сюжет в речевом воображаемом плане;развитие умения сотрудничать. Организация совместной деятельности по подготовке к игре.Организация совместных игр воспитателя и детей для освоения новых игровых умений и игрового содержания.Создание условий для самостоятельной творческой игровой деятельности.1-й этап. Обогащение представлений о сфере деятельности, которую ребенок будет отображать в игре2-й этап. Организация сюжетно-ролевой игры («Игра в подготовку к игре») 3-й этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация игры с воображаемым партнеромЗадачи педагогического сопровожденияЭтапы педагогической технологииПедагогическое сопровождение игровой деятельности детей 5-6 лет {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Задачи педагогического взаимодействияСодержание педагогического взаимодействияОбогащение содержания сюжетно-ролевой игрыЧтение детской художественной и познавательной литературы, беседы по их содержанию, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий, наблюдения за деятельностью и отношениями людьмиСоздание банка идей для организации игрыСотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия, событий, соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксация придуманного с помощью рисунков, условных знаков, записывание воспитателем под диктовку детейСоздание предметно-игровой среды в соответствии с банком идейДетское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельностиОрганизация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микро-группах)Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позицийОрганизация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детейНаблюдение за самостоятельными играми детей оказание педагогической поддержки при возникновении трудностей в согласовании замыслов, определение задач развития игры на перспективу Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176с.