Инклюзивный подход в образовании
ЧОУ «Школа –интернат им. Преподобного Сергия» Инклюзивный подход в образовании. Теоретический семинар для учителей «Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты». Подготовила: Амирова Н.Г. Учитель физики. Руководитель ШМО. Первой в режим внедрения стандарта вошла начальная школа: стала привыкать к аббревиатуре «УУД», понятию «образовательный результат», осваивать новые подходы к планированию работы и новый для себя вид профессиональной деятельности – педагогическое проектирование. Прошло совсем немного времени, и вот уже средняя школа начала сначала вприглядку, а затем и основательно примерять на себя новые цели и методы работы. Развивающее образование – это первое и решающее условие успешного внедрения инклюзии в практику работы наших школ. Это тот фон, на котором смогут «заработать» подъем-ники для детей на колясках, психолого-медико-педагогические консилиумы, тьюторская поддержка, специальные технологии обучения слабослышащих и многое другое. Без создания условий развития для всех учащихся в рамках образовательного процесса инклюзия в ПРИНЦИПЕ невозможна. ФГОС: целевые установки. Понятие «универсальные учебные действия» Федеральный государственный образовательный стандарт постулирует цели современного российского образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешноформируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования. Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. три положения: 1. По своей природе УУД представляют собой способы осуществления разных видов деятельности.2. По своему масштабу УУД соотносимы не столько с предметом или с учебной деятельностью, а с жизнедеятельностьючеловека.3. УУД не существуют и, соответственно, не развиваются вне деятельности человека. действие алгоритм процесс взаимодействия с каким-либо предметом,в котором достигается заранее о п р е д е л е н н а я цель образ действий, прием, метод для осуществления,достижения чего-либо понятные и точные предписания исполнителюсовершить конечное число шагов, направленныхна решение поставленной задачи способ Объединяя три определения, мы получаем: универсальное учебное действие – это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основаниикоторого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.Получается, что для того чтобы целесообразно применять определенное универсальное действие, учащийся должен понимать его предназначение, различать его существенные инесущественные стороны, выделять обязательные и необязательные этапы выполнения. Говоря иначе, сформировать УУД – значит передать ученику во владение и пользование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера. Каждый из этих способов имеет определенный алгоритм своего выполнения. В опыте человека эти способы закрепляются как осознанные умения. Передавая их учащимся, педагог формирует у них новое универсальное умение:умение сравнивать, умение аргументировать, умение моделировать и т.д. Второе: универсальные учебные действия не «привязаны»к конкретной учебной теме, учебному предмету и учебной деятельности. По своему масштабу они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом. УУД обеспечивают успешность деловой и межличностной коммуникации, адаптацию в новой ситуации поиска и осмысления новой информации, выполнение практического дела, мышление и творчество.Формируются они внутри учебного процесса за счет и благодаря предметному знанию, опыту учебной деятельности и учебной коммуникации. Знание – естественная и необходимая основа их формирования, но назначение УУД связано не сучебной, а жизненной успешностью человека. Так, умение сравнивать лежит в основе чрезвычайно важной для современного человека способности: способности выбирать. Чем лучше и правильнее человек умеет сравнивать между собой различные жизненные альтернативы, тем объективнее и продуманнее его выборы. А начинаться все должно в первом классе с формирования умения определять цели, аспекты и признаки для сравнения различных объектов или явлений на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и других предметах. Третье: универсальные учебные действия обеспечиваютэффективность осуществления деятельности человека. Свойсмысл и назначение они приобретают только внутри опреде-ленной цели. Поэтому любой алгоритм осуществления УУДначинается с анализа цели и ответа на вопрос: зачем? Зачеми что мы должны сравнить? Для чего нам нужно это доказать?Для чего мы составляем план действий? Очень важно научить детей всегда начинать с этого вопроса, так как только после получения ответа на него можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д. Ученик, овладевший универсальными учебными действиями, в процессе осуществления учебной деятельности можетотвечать себе и другим на следующие вопросы:Для чего я это делаю?Что именно делаю и в каком порядке?Каким образом я это делаю?Верным ли путем я двигаюсь? Как я оцениваю то, что я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал?Какие новые задачи передо мной встают теперь? Виды универсальных учебных действий ФГОС предлагает такую типологию УУД, в соответствии с которой все они могут быть разделены на три вида: регулятивные, познавательные и коммуникативные. Группы метапредметных универсальных учебныхдействий с точки зрения особенностей формирования Метапредметныеуниверальныеучебные действия Универсальныеспособы действия, мышления,коммуникации, самопознания Структурные элементыучебной деятельности Первая группа УУД –универсальные способы действия Предметныйобразец –выполнение Описаниеспособа –выполнение Названиеспособа –выполнение Постановкацели – выборспособаи выполнение 1 2 3 4 Алгоритмы выполнения универсальных способов действий. Разработка заданий Технологические этапы разработки задания, содержащего метапредметный способ Определениецели Формулировкапредполагаемого вывода Проверка соответствияэтапов выполнениязадания этапамалгоритма способа Вторая группа УУД - структурныеэлементы учебной деятельности Структура учебной деятельности Рефлек-сия Оценивание результата Контроль и коррекция Выполнение действия Планирование Постановка или принятие цели Разработка деятельностного урока Педагогические цели урока Педагогический результат Проблема Цель Образ результата План Действия по плану Результат Оценивание результатаРефлексия способа достижения Практическая часть Вопросы и задания 1 Познакомьтесь с содержанием ФГОС. В чем кардинальноеотличие формулировки цели образования в стандартах 2004и 2009 годов?2 Как Вы понимаете выражение «деятельностная структураурока прозрачна для учащихся»?3 Познакомьтесь в Приложении 2 с двумя вариантами на-чала одного и того же урока: вариантом А и вариантом Б.Найдите 5 существенных отличий в структуре урока и со-держании работы учащихся. Какой отрывок относится ктрадиционному уроку, а какой – к деятельностному? Свойответ обоснуйте.4 Проанализируйте задания для учащихся в учебниках, покоторым Вы работаете. Есть ли там задания на логическиеУУД? Выполните задание с учащимися на основе подводящихвопросов.5 Проанализируйте один из своих уроков. Соответствует лион структуре деятельностного урока? Что в нем нужно усо-вершенствовать? Анкета: «Развивающие возможности урока:дидактический и методическийаспекты». 1.Что является основной целью современного российского образования в соответствии с ФГОС?Развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий и познания мира. Формирование у обучающихся системы ЗУНов, соответствующих современному уровню развития науки. Развитие способностей, умений, качеств и ценностных ориентаций обучающихся. Верны все ответы. 2.Какое из предложенных определений раскрывает содержание понятия «универсальные учебные действия»? Это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.Это способы и приёмы, необходимые для успешного решения учебных задач.Это навыки которыми обучающие овладевают в процессе усвоения конкретного учебного материала. Все ответы верны. 3. Какое из утверждений является ошибочным?УУД – это способ алгоритм осуществления того или иного действия. УУД привязаны к конкретной учебной теме, учебному предмету и учебной деятельности. УУД обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. УУД формируются внутри учебного процесса. 4.Какие виды УУД необходимо формировать у обучающихся в соответствии с ФГОС? Регулятивные УУД.Познавательные УУД .Коммуникативные УУД.Верны все ответы. 5.К какой группе УУД относится умение выдвигать учебные цели, планировать способы их достижения и осуществлять оценку полученных результатов?Регулятивные УУД.Познавательные УУД.Коммуникативные УУД.Все ответы верны. 6. Что следует учитывать педагогу при определении перечня УУД, которые он планирует развивать у учащихся? Определённый год обучения. Образовательные результаты предыдущего года обучения.Возрастные и психологические особенности учащихся. Верны все ответы. 7.Какие из перечисленных УУД не относятся к структурным элементам учебной деятельности? Рефлексия собственной деятельности. Обнаружение проблемы и постановка цели. Осуществление контроля за ходом деятельности. Установление аналогий и причинно - следственных связей. 8.Формирование каких УУД осуществляется путём выполнение учеником задания с опорой на предложенный учителем образец? Регулятивные и коммуникативные УУД. Познавательные и коммуникативные УУД. Регулятивные и познавательные УУД. Верны все ответы. 9.Что из перечисленного не относится к основным этапам осуществления учебной деятельности? Целеполагание. Планирование и выполнение действий. Анализ и выполнение результата. Контроль и оценивание результата. 10.Какие этапы деятельностной структуры урока должны быть предъявлены учащимся? Цели деятельности на уроке и предполагаемый результат. План (последовательность) выполнения действий. Принципы и способы контроля и оценивания.Верны все ответы. Официальный сайт edu.1september.ru Школа цифрового века Модульные курсы. 1.М.Р. Битянова ,Т.В. Меркулова «Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты». 2. С.В. Алёхина «Инклюзивное образование: история и современность».3. Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева ,Т.Ю. Хотылева «Основные педагогические технологии инклюзивного образования».4. Н.Я. Семаго « Специальные образовательные условия инклюзивнойШколы». 5. Е.Н. Кутепова « Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ». 6. С.В. Алёхина, Л.П.Фальковская «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма».