Презентация к научной работе
Музыкальные образы в творчестве Давида СамойловаВЫПОЛНИЛА: Таскаракова Дарья Юрьевна ученица 8 класса АМБОУ СОШ №24
Цель:Анализ творчества одного из ярких художников слова через музыкальные образы.
Задачи исследования:- выделить в творчестве поэта стихотворения, отражающие глубокую любовь поэта к музыке;- проследить поэтические строки, в которых есть «музыкальная душа»;- рассмотреть стихотворения, выражающие восхищения поэта над творениями великих музыкантов;
1.1. 45-я Гайдна По преданию, однажды пребывание в летнем дворце затянулось до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни. Болотистая местность, окружавшая «Эстергаз», постоянно вызывала заболевания малярией. Измученные болезнями, музыканты страдали от разлуки со своими семьями. В летнее время видеться с родными им было запрещено. Князь не хотела ничего замечать. Гайдн написал симфонию, которая впоследствии получила название «Прощальная».
45-я ГайднаВо время исполнения симфонии музыканты один за другим гасили свечи у своих пюпитров и покидали оркестр. В конце концов остались двое скрипачей ( в том числе и сам Гайдн ), который, закончив произведение, тоже погасили свечи и ушли со сцены.
1.2. ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТАДавид Самойлов посвятил это стихотворение поэтессе Марии Петровых. Её, видимо, он считал скрипкой, а себя – альтом. А вообще-то это стихотворение о том, как рождается большое искусство.
ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТАКонцертная симфония для скрипки и альта с оркестром сочинена Моцартом в его родном Зальцбурге. Он возвращается туда в январе 1779 года после двухгодичного путешествия в Мюнхен, Мангейм и Париж, полный любовных разочарований, опечаленный смертью матери и внешне скромными успехами композиторской карьеры в Париже.
ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА Счастье не знает длительности - в этом отношении любовь похожа на творчество. Они не знают законов, как не ведает их самойловский Моцарт: Да расплачиваться надо На миру За веселье и отраду На пиру, За вино и за ошибки - Дочиста! Но зато дуэт для скрипки И альта! Но законы-то существуют - расплачиваться приходится.
1.3. ЦЫГАНЕ В стихах «Цыгане» Самойлов показывает образ этого свободолюбивого народа. Даже уподобившись цыганам, даже втянув в душу и стих всю боль и сласть хмельной скрипки, даже полностью отдавшись стихии игры ( будь то чужая музыка или собственное стихотворство), не укроешься ни от века, ни от памяти, ни от себя.В поэзии нашей великой Есть цыганская нота. И звучит эта нота, Когда уже жить неохота. Странно-туманно. Расстались Нежданно. На сердце рана, И жизнь не желанна. ("Цыгане")
1.4. СОЛОВЬИ ИЛЬДЕФОНСА-КОНСТАНТЫ Ильдефонс играет на скрипке, потом на гитаре, И снова играет на скрипке… - не поэтический вымысел. Галчинский действительно играл на скрипке, и не только.
1.5. ФРАНЦ ШУБЕРТИз музыкантов в произведениях Давида Самойлова фигурируют Моцарт, Гайдн, Глюк, Рихтер…И вот… Франц Шуберт. В этом стихотворении все вроде бы о нем, а в действительности – о нас, сегодняшних и завтрашних его потомках, пусть и не музыкантах, но страдающих и мучающихся тем, что их творения не услышат, не увидят, не прочтут
1.6. МУЗЫКА, ЗАКРУЧЕННАЯ ТУГОА вот несколько стихотворных строк о «музыке, закрученной туго». Такая метафора могла родиться только в сознании большого поэта и большого любителя музыки:Музыка, закрученная тугоВ иссиня – черные пластинки, - Так закручивают черные косыВ пучок мексиканки и кубинки…
Частотность использования выразительных средств{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Название стихотворенияметафораэпитетзвукописьанафорасравнениеФранц Шуберт++Дуэт для скрипки и альта++45-я Гайдна++Цыгане++
{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Играй, Игнат, греми, цимбал!++Красота++Музыка, закрученная туго +++
Анализируя эти произведения, я пришла к следующему выводу. Для стихотворений, связанных с образами музыки, характерно следующее: - тяга к тонкой игре значений; - органическая связь с русской и мировой культурой, в использовании в том числе и музыкальных образов; - систематическое использование грамматических метафор; - пристрастие к целостной композиции текста по формуле «текст=троп», «текст=синтаксическая фигура».
И отрешаясь от распрей и забот,Мы слушаем в минуту просветленьяТо долго и медленно пенье И узнаем в нем высшее значенье, Которое себя не узнает.