Презентация Трудные вопросы истории России. Методические рекомендации при подготовке к ЕГЭ


«Трудные вопросы истории России». Особенности методики преподавания при подготовке к ЕГЭ по истории. Результаты ЕГЭ 2016 г.Выпускники 2016 г. неплохо справились с заданиями по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в.Надо отметить, что у выпускников достаточно хорошо сформированы такие ассоциативные связи, как Куликовская битва – Дмитрий Донской, Ледовое побоище – Александр Невский, Бородинское сражение – М.И. Кутузов, Иван IV – опричнина, и некоторые другие.Значительно хуже выполнены задания по периодам второй половины XIX – начала XX в. и 1914–1941 гг. , задания по периодам 1945–1991 г. и 1991–2012 гг. Методические рекомендацииУчителям рекомендуется уделять больше внимания закреплению данного материала по мере его изучения и в процессе предэкзаменационного повторения.Такое повторение может быть организовано в ходе изучения других периодов истории России. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны очень полезно систематически обращаться к предвоенной истории страны, в которой кроются причины неудач СССР на начальном этапе войны и во многом причины дальнейших успехов в войне. Методические рекомендацииЭффективными приемами являются: составление таблиц, схем, в которых представлены события и даты истории России; выполнение соответствующих заданий в рабочих тетрадях (соотнесение событий, процессов, явлений, событий и дат, заполнение пропусков в тексте и др.). Необходима также работа с учебником.На качество выполнения этой группы заданий влияет также то, насколько точно необходимо датировать событие: задания, предполагающие соотнесение события с веком, выполняются существенно успешнее, чем задания на указание события с точностью до десятилетия и тем более до года. Задания на установление хронологической последовательностиПричина плохих результатов- фрагментарность мировосприятия современных школьников («клиповое мышление»)Выход- работа с «лентой времени», составление различных информационных таблиц Задания на установление хронологической последовательности988 г. – 1242 г. –1097 г. - 1380 г. - Работа с историческими источниками (задание 6)Участники ЕГЭ 2016 г. по истории испытали серьезные затруднения при выполнении заданий на работу с табличной информацией, направленной на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.). Задание формулировалось таким образом:установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. Работа с историческими источниками (задание 6){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВА)«Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса. …Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов,коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегдаприсоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского».Б)«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия откороны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена. …Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейскойвозвратить… Великое княжество Финляндское…» Работа с историческими источниками (задание 6)ХАРАКТЕРИСТИКИ1)Данный договор был подписан в Берлине.2)По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.3)Данный договор был подписан в Вене.4)Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин.5)Данный договор был подписан по результатам Северной войны.6)На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фрагмент АФрагмент Б Работа с историческими источниками (задание 6)Обучающимся с минимальной подготовкой предпочтительно сосредоточиться на отработке умения проводить атрибуцию текстового источника и отыскивать в источнике информацию, представленную в явном виде. Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9)Оценка качества личности исторического деятеля:1. Запоминание фамилии, имени.2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности.3. Усвоение идейно- теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ, на основе которых осуществлялось деятельность изучаемой личности.4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе историческая личность выражала.5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками (политологами и т.д.) Методические приемы изучения исторических личностей:Проведение сравнительного анализа характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например, руководителей государства;Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях;Оценка личностей по отдельным ярким штрихам к их портретам, будь то примеры быта, увлечений, образованности и т.д.Определение качеств личностей по умению прогнозировать, предвидеть будущее.Работа с генеалогическим древом. Общие правила использования исторической карты в обученииВсе уроки истории проводить с использованием карты или других картографических средств;Использовать карты на всех этапах обучения;Параллельно вести обучение с другими типами картографических пособий;При переходе от одной карты с другой обеспечивать преемственность между ними;Работа с настенной картой и настольными картами по возможности вести параллельно и скоординировано;Постоянным компонентом домашних заданий по истории должна является работа школьников с контурной картой. Задания с исторической картойВ заданиях ЕГЭ используются прежде всего тематические карты.Обязательно – знакомство с легендой исторический карты (умение пользоваться условными обозначениями). Задания с исторической картойШкольники должны обращать внимание на так называемые мелочи, которые не связаны напрямую с историческими событиями, обозначенными на карте, но могут оказать неоценимую помощь при ее атрибуции. Такими «мелочами» могут быть, например, названия государств или городов. Например, карта (схема), посвященная событиям Гражданскойвойны 1920 г., часто определяется выпускниками как карта (схема), посвященная событиям Великой Отечественной войны. Чтобы не допустить такой ошибки, достаточно обратить внимание на названия городов (например, Екатеринодар, Петроград). Задания с исторической картойВ8. На­пи­ши­те на­зва­ние населённого пунк­та, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».В9. На­пи­ши­те фа­ми­лию пол­ко­вод­ца, ко­ман­до­вав­ше­го ар­ми­ей, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «3».В10. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, где со­еди­ни­лись армии, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми «1» и «3».В11. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Задания на работу с иллюстративным материаломИспользование наглядности:А) изобразительная наглядность;Б) схемы, графики, статистические таблицы, карикатуры, увеличенные изображения открыток, почтовых марок, монет. Знание фактов истории культурыЛучше учащиеся справляются с заданиями по истории культуры по периоду VIII–XVII в., хуже – по периоду XVIII – начало XX в. Задание 17:Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А)«Слово о полку Игореве» 1)Автор – И.Е. Репин Б)«Домострой» 2)Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева В)картина «Боярыня Морозова» 3)Автор – священник Сильвестр.Г)роман «Тихий Дон» 4)Описываемые события произошли в XII в. 5)Автору была присуждена Нобелевская премия. 6)Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Знание фактов истории культурыОсновная причина низких результатов выполнения заданий по истории культуры состоит в том, что из-за нехватки времени эти темы в школьном курсе истории, как правило, изучаются по «остаточному принципу». Осложняет ситуацию то, что в учебниках произведения культуры, имена деятелей культуры нередко даются списком, без раскрытия особенностей произведений и фактов биографий. Выход состоит в том, чтобы при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Так, например, учитель может обратить внимание школьников на скульптуру «Медный всадник» при изучении деятельности Петра I и Екатерины II. Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) Правление Ивана Грозного(1547-1584)