Отражение природных явлений в древних мифах: Древнеиндийская мифология и древнекитайская
Отражение природных явлений в древних мифах: Древнеиндийская мифология и древнекитайская
Мифы древней ИндииИндия во все времена развивалась обособленно, поэтому древнеиндийская мифология малоизвестна по сравнению с другими подобными ей культами. Но благодаря этому древнеиндийские мифы, возникшие еще три с половиной тысячи лет назад, сохранились практически в первоначальном виде.
«О том, что было в начале»Сначала не было ничего живого, кроме первочеловека, тысячеголового, тысячеглазого, тысяченогого гиганта Пуруши. Лежал он, прикрыв землю своим огромным телом, и еще возвышался над нею на десять пальцев. Ведь Пуруша — это вселенная, которая была и которая будет. Таковы его величина и величие. Подступили к Пуруше боги, привязали, как животное при жертвоприношении, облили маслом и разделили на части. Его рот стал брахманом, руки сделались кшатрием, бедра — вайшьей, из ступней ног возник шудра. Луна родилась из его души, из глаз — солнце, из уст — Индра и Агни, из дыхания родился ветер, из пупа — воздушное пространство, из головы — небо, из ног — почва, из уха — стороны света. Так из первочеловека возникли миры.
«Хранители мира»После воцарения Ямы в нижнем царстве Брахма разделил мир между владыками четырех стран света.Индре достался Восток, благодатный край, первым открывающийся свету. Восток охраняется белым слоном Айраватой, главным из четырех мировых слонов, которые мягко держат землю. Восточной страной Индра управляет вместе с семью небесными мудрецами. Ему служат боги адитьи, апсары, гандхарвы. В его власти планеты и звезды, ветры и облака, а также святые отшельники и доблестные цари, населяющие поля Блаженных.
Яме достался Юг, страна, охраняемая двумя чудовищными псами Шарбарами, ведущими свою родословную от быстроногой Сарамы. Никто не ускользнет от их четырех глаз, обращенных к четырем странам света, Впрочем, сам Яма не ощущает ужаса, охватывающего каждого, кто проникает в его бескрайние владения. Ведь он обитает в золотом дворце, стены которого непроницаемы для воплей грешников. Слух Ямы услаждают хоры гандхарвов и апсар. Царство Ямы опирается на голову слона Махаладмы.
Варуна владеет Западом. Владыка вод живет в великолепном белом дворце на дне Океана, в окружении сказочных садов. На деревьях вместо листьев и плодов кораллы и драгоценные камни. Ни одному собирателю жемчуга не спуститься в такую глубину, не увидеть проплываюших по саду ярких рыб с выпученными от удивления глазами, не встретиться с асурами, спускающимися в царство Варуны, как смертные уходят в царство Ямы или в царство Индры.Во власти Варуны четыре океана, реки, ручьи и источники. Слон Варуны Вамана стережет Запад.
«День и ночь»Сначала земля всегда была открыта лучам Солнца, и длился бесконечный день. Первыми на земле появились дети Света, Яма и Ями, близнецы, родившиеся в один день и миг. Брат и сестра стали мужем и женой. Свет увидело их потомство, расселившееся по земле. Но пришло Яме время умереть, и он умер. Первый из живших стал первым умершим, а Ями сделалась первой вдовой. Земля услышала первый плач, и не было этому плачу конца.Боги, всполошившись, спустились на землю и стали уговаривать Ями, чтобы она успокоилась. Но прародительница все твердила сквозь слезы: «Но ведь он умер сегодня, только сегодня».И это была правда. Ибо день рождения и день скорби, день плача продолжался, и все время ослепительно сияло Солнце.Тогда Боги создали ночь, чтобы даровать Ями забвение, да и самим отдохнуть от ее плача, доходившего до небес. С тех пор день сменяется ночью, а ночь — днем.
«Сказание о создании Ночи »Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра и возлюбленная, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби. На все их уговоры и увещевания она отвечала:"Но ведь он умер только сегодня!" А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: "Так она его не забудет!Мы сотворим ночь!" И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро, и она забыла о нем. Потому говорят:"Чреда ночи и дня приносит забвение горя".
Китайская мифологияКитайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддистской и поздней народной мифологий.
Творение мираСогласно китайской мифологии, изначально вселенная являлась хаосом, напоминая по форме куриное яйцо. Внутри яйца зародился всеобщий первопредок Паньгу. Он взял топор и разбил яйцо. Все легкое и чистое при этом поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось, сформировав землю.
Затем Паньгу уперся ногами в землю, а головой в небо и принялся расти. Он рос, и вместе с ним росло расстояние между землей и небом, пока не стало таким, как сейчас. Перестав расти, Паньгу встал, подобно высочайшему столпу. И стоял, покуда не умер. "Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос громом, левый глаз солнцем, правый луной, туловище с руками и ногами - четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы дорогами, плоть - почвой, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле травами, цветами и деревьями…"
Жизнь мирно текла на земле, пока великие духи - китайский дух огня Чжужун и китайский дух воды Гунгун (его мыслили змеем "с человеческим лицом", окруженным бесами и духами) вступили между собой в битву. Чжужун, восседавший на колеснице из облаков, запряженной двумя драконами, победил. С горя, Гунгун ударился головой о столб, подпирающий небо и тот сломался. От удара часть небосвода отвалилась, и космические воды хлынули на сушу. Но богиня Нюйва не дремала. Она собрала камни различных цветов и заделала небо. Затем богиня убила черного дракона, избавив тем самым людей от гибели (возможно, этим драконом и был Гунгун, хотя, с другой стороны, известно, что он продолжал обитать в водной стихии в последующие времена). После всех своих подвигов и добрых деяний, Нюйва села в колесницу грома, запряженную драконами, и поднялась к самому Небесному Владыке.
Времена годаПо китайскому преданию, Хуан-ди был не только верховным владыкой, но и правителем центра. Здесь мы выходим на модель мира в мифах Китая. У каждой из четырех сторон света был свой особенный правитель. Востоком правил уже известный нам Фуси, а его помощником служил Гоуман (дух с квадратным лицом и телом птицы, с циркулем в руках). Восток отождествлялся с весной.
Правителем Юга был Янь-ди, а его помощником - дух огня Чжужун. Юг был страной лета. Правителем Запада являлся Шаохао. Запад считался страной птиц. Все министры и подданные Шаохао были птицами. Запад считался местопребыванием осени И, наконец, Севером правил Чжуаньсюй. Отец его имел лицо человека, рыло свиньи, чешуйчатое тело, сросшиеся ноги, кабаньи копыта. Вероятно, Чжуаньсюй имел сходный облик. В управлении ему помогал дух воды. Север воплощал зиму.