Презентация по инклюзивному образованию


Деятельность социального педагога при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство общеобразовательной школы 1 Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации постановило утвердить программу Цель программы формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом Задачи программы оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам Целевые индикаторы программы доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава; количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов; доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)); доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Ратификация Конвенции о правах инвалидов В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны.В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Правовые основы программы Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований. Проблемное поле несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Этапы реализации программы Решение задач Программы будет осуществляться с 2011 по 2015 годы в 2 этапа:I этап - 2011 - 2012 годы;II этап - 2013 - 2015 годы. Мероприятия приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий;оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями;оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.;модернизация подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов (аппарели, подъемники, места крепления колясок, автоматические светозвуковые информаторы), а также строительство новых объектов железнодорожного транспорта, выполняющих функции пассажирского сервиса, учитывающих требования доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;обустройство для инвалидов железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, в том числе установка специализированных таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха и зрения;оборудование специализированных касс, мест в залах ожидания и кабин в общественных туалетах;оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации (включая графические схемы маршрутов движения транспорта), пандусами, тактильными и контрастными поверхностями;подготовка правил морской перевозки пассажиров и правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте с учетом положений Конвенции;производство транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для пассажиров-инвалидов;оснащение дорог специальными знаками дорожного движения как для инвалидов, так и информирующих о передвижениях инвалидов по этим участкам дорог, а также создание специально отведенных парковочных мест на городских парковках;подготовка методических материалов по организации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях культуры и проведение обучающих семинаров для специалистов этих учреждений;комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения);адаптация официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;оснащение специальным оборудованием зданий государственных органов и органов местного самоуправления для удобства и комфорта инвалидов мест оказания государственных и муниципальных услуг;обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к электронным государственным услугам посредством сети Интернет с учетом технических возможностей;производство и (или) распространение и тиражирование социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение;выпуск периодических печатных изданий для инвалидов, в том числе для инвалидов по зрению;оборудование объектов почтовой связи пандусами и другими специальными устройствами с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;оснащение специальным оборудованием лечебно-профилактических учреждений с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов; Финансирование программы Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 46252,33 млн. рублей, в том числе за счет средств:федерального бюджета - 26264 млн. рублей;бюджетов субъектов Российской Федерации - 19718,99 млн. рублей;внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей.Затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составят 0,94 процента общей суммы средств, предназначенных на реализацию Программы (432,96 млн. рублей), затраты на прочие нужды - 99,06 процента (45819,37 млн. рублей). Региональный аспект ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 сентября 2013 года N 585 Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда"  2 Участникигосударственной программы - министерство культуры Ростовской области;министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;министерство общего и профессионального образования Ростовской области Подпрограммы государственной программы Подпрограммы государственной программы - 1. Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения.2. Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество Целевые ориентиры программы Задачи государственной программы - формирование к 2020 году условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;совершенствование механизма предоставления услугв сфере реабилитации с целью интеграции инвалидовв общество Целевые индикаторы и показатели государственной программы - доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов, проживающих в Ростовской области;доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры;доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов Этапы реализации программы в Ростовской области Этапы и срокиреализации государственной программы - реализация государственной программы запланирована на 2014 - 2020 годы и осуществляется в два этапа:1-й этап - 2014 – 2016 годы;2-й этап - 2017 – 2020 годы Финансирование программы общий объем средств, необходимый для финансирования государственной программы в 2014 - 2020 годах, составляет всего 182 190,9 тыс. рублей,в том числе:2014 год - 67 302,2 тыс. рублей;2015 год - 60 153,2 тыс. рублей;2016 год - 11 030,5 тыс. рублей;2017 год - 11 012,5 тыс. рублей;2018 год - 10 897,5 тыс. рублей;2019 год - 10 897,5 тыс. рублей;2020 год - 10 897,5 тыс. рублей. Риски программы В рамках реализации государственной программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации, в том числе для подпрограмм государственной программы:1. Финансовый риск реализации государственной программы может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального и областного бюджетов.Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий государственной программы.2. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников. Механизм реализации программы Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;Каждый человек способен чувствовать и думать;Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;Все люди нуждаются друг в друге;Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Федеральный закон Об образовании в Российской федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г Инклюзивное (включенное) образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей (Федеральный закон Об образовании в Российской федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.) Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья создан для организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения научно-исследовательской, экспериментальной и методической работы по инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями.  Основные направления деятельности Ресурсного центра: Организационно-управленческие вопросы реализации инклюзивной практики в образовании.Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образовательного процесса. Услуги Центра инклюзивного образования : 1. Формирование и развитие слухоречевого поведения • Слуховое восприятие (неречевой и речевой слух) • Языковая способность (произношение, лексика, грамматика) • Речевая деятельность (коммуникативные навыки) 2. Формирование и развитие двигательных навыков • Общие движения • Мелкая моторика • Артикуляционная моторика 3. Развитие зрения • Зрительное восприятие • Ориентировка в окружающем мире 4. Общее психическое развитие (интеллект) • Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление) • Психические состояния (эмоционально-волевая сфера) Для обеспечения максимального уровня развития детей используется: — Современные методики специальной педагогики и психологии: фонетическая ритмика; пальчиковая и артикуляционная гимнастика, аудиовизуальный курс; — Занятия в сенсорной комнате; — Лингводидактический комплекс – развивающие занятия с дидактическими пособиями. Одно из направлений деятельности Ресурсного центра это работа с семьей ребенка: • Осуществление эффективной формы взаимодействия семьи и Центра. • Оказание психолого-педагогической поддержки родителям. • Обучение родителей. Функции социального педагога Не является тьюторомМожет быть тьютором по распоряжению администрации Этапы работы социального педагога:диагностическийпроектировочныйсопроводительный Выпускная работа: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (в рамках реализации Государственного контракта от «11» марта 2014 года № 07.Р24.11.0001 «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка–инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях») предъявляет вам требования к структуре, содержанию и оформлению выпускных квалификационных работ слушателей. Рекомендуется придерживаться следующей структуры выпускной квалификационной работы: - введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);- основная часть, содержащая две главы: - глава, раскрывающая теоретические аспекты изучаемой проблемы; - глава, описывающая некоторые практические аспекты деятельности педагогических кадров (личные достижения практических специалистов / опыт конкретной образовательной организации / опыт региона);- заключение; - список использованной литературы. Оформление работы: Работа выполняется 14 Times New Roman, интервал 1,5. Поля – 2 см. Нумерация страниц обязательна. Номер на первой странице не проставляется.При оформлении таблиц желательно руководствоваться ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.Объем выпускной квалификационной работы – 20 - 25 страниц. Тематика Программа КПК для руководителей образовательных организаций предусматривает написание выпускной квалификационной работы, раскрывающей особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации. Принцип деятельностного подхода требует реализации разностороннего подхода к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации. Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладение им основами культуры, развитии его способностей, где педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса. 3 Научно-методические принципы в области постановки целей и задач педагогической деятельности; в области мотивации учебной деятельности; в области информационной основой педагогической деятельности;в области разработки программ и принятия педагогических решений; в области организации учебной деятельности. 3 Деятельностный подход позволяет выделить следующие базовые компетенции: А также профессионально важные личностные качества: ► Эмпатийность и социорефлексия► Самоорганизация► Общая культура 4 Принцип критериальной ясности предполагает четкое определение содержания и предмета оценивания. В качестве критериев для оценки уровня квалификации выступают базовые компетенции, которые определяют успешность решения основных функциональных задач педагогической деятельности: компетентность в области личностных качеств; компетентность в целеполагании и т.п. 3 Научно-методические принципы Все компетенции связаны между собой системой прямых связей, значимых на высоком уровне достоверности (р < 0,001) 5 Проверка взаимосвязей выделенных компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показывает, что: Все компетенции связаны с общим показателем успешности педагогической деятельности также на высоком уровне достоверности (р < 0,001) 6 Рис. 1 Взаимосвязь основных компетенций педагогической деятельности и общего показателя успешности педагогаГде: ПК – Коэффициент уровня педагогической квалификации. ЛК - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств.ПЦ - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.МД - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.ИОД - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.ПД - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.ОУД - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности. МД ПЦ ПД ПК ЛК – Положительная связь, значимая на уровне p < 0,01 ОУД ИОД Принцип дифференциации уровня квалификации педагогов предполагает определение таких показателей и параметров оценки (высокая корреляция с успешностью педагогической деятельности ), которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации (соответствие занимаемой должности, первая и высшая квалификационные категории). 3 Научно-методические принципы Принцип ориентации на повышение качества педагогических кадров предполагает, что аттестационная процедура является одним из важнейших механизмов управления качеством педагогической деятельности. Оценка и самооценка уровня квалификации позволяет увидеть зоны развития для каждого из аттестуемых педагогов и разработать индивидуальную программу профессионального развития. 3 Научно-методические принципы Принцип сочетания экспертной оценки и самооценки предполагает участие аттестуемого педагога в процессе аттестации. Проведение самооценки деятельности повышает субъектность позиции педагога, ему известны критерии, по которым проводится оценка, он сам может участвовать в выработке направлений совершенствования своей профессиональной деятельности. 3 Организационные принципы Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в том числе профсоюзов) при проведении аттестации предполагает минимизацию субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагога. 3 Организационные принципы Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в том числе профсоюзов) при проведении аттестации предполагает минимизацию субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагога. 3 Организационные принципы Для обеспечения коллегиальности аттестационная комиссия формируется из числа представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. 3 Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник 3 Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия Принцип профессионализма и независимости деятельности экспертов предполагает высокий уровень квалификации экспертов и независимость их действий. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов. Важным условием реализации данного принципа является проведение специального обучения экспертов. 3 Организационные принципы Принцип уважения к личности аттестующегося педагога предполагает создание условий, позволяющих проявить его профессиональные качества, недопустимость дискриминации при проведении аттестации, признание права на собственное мнение, в том числе отличное от мнения экспертной группы и аттестационной комиссии. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3 Этические принципы Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей аттестуемого, исключение «шаблонности» в деятельности экспертов, подготовку заключения и рекомендаций, учитывающих индивидуальный компетентностный профиль педагога и потенциалы его развития. 3 Этические принципы Принцип обеспечения квалифицированной помощи и сопровождения аттестующегося педагога предполагает создание комфортных условий для подготовки и проведения аттестации. Педагогу должны быть известны критерии и методы оценки, доступны необходимые для подготовки к аттестации материалы, он должен иметь возможность получить консультацию специалистов, пройти курсы повышения квалификации, предваряющие аттестацию. 3 Этические принципы Разработанная методика включает 3 основных блока (направления): 7 I – Экспертная оценка уровня педагогической компетентности.II – Самооценка педагогической компетентности.III – Письменное квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности. Экспертная оценка уровня педагогической компетентности 8 I Для осуществления оценки уровня сформированности основных компетенций педагогической деятельности для экспертов подготовлены экспертные листы, предполагающие оценку педагогических компетенций по специально разработанным параметрам. Всего методика включает 90 утверждений. Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности 9 10 Экспертам предлагается оценить ряд параметров, отражающих уровень развития соответствующих педагогических компетенций, по 5-бальной шкале:5 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством.4 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством.3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества.2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически (редко) и с низким качеством.1 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности в деятельности не реализуется. Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 1. Компетентность в области личностных качеств1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса 2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 4. В отношениях с обучающимися бывает предвзятым (некоторым «приклеивает» ярлыки) 5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся 1.2. Самоорганизация 6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока 7. Рабочее пространство учителя хорошо организовано 8. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности 9. Учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации 10. Учитель сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой 1.3. Общая культура 11 Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы 12 Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам 13 Учитель осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни 14 Учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении 15 Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи 11 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 16 Учитель умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету 17 Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 18 Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока 19 Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся 20 Учитель знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока 2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 21 Учитель умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока 22 Учитель умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач 23 Учитель может сформулировать критерии достижения целей урока 24 Учитель умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока 25 Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 26 Учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку цели и задачи на основе темы урока 27 Учитель предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения 28 Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой 29 Учитель спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока 30 Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 12 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 31 Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету 32 Отмечает даже самый маленький успех обучающихся 33 Демонстрирует успехи обучающихся родителям 34 Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам 35 Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 36 Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации 37 Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета 38 Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности 39 Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке 40 Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. 41 Умеет активизировать творческие возможности обучающихся 42 Демонстрирует практическое применение изучаемого материала 43 Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий 44 Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности 45 Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 13 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 46 Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации 47 Применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы 48 Применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы 49 Владеет современными методами преподавания 50 Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии 4.2. Компетентность в предмете преподавания 51 Учитель хорошо знает преподаваемый предмет 52 Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей 53 При подготовке к урокам, помимо основного материала, использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) 54 Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами 55 В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов 56 Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся 57 Имеет систему работы со слабоуспевающими обучающимися 58 Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей 59 Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями 60 Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности4.1. Компетентность в методах преподавания 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности 14 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 61 Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобразованием России 62 Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки 63 Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету 64 Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач 65 Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 66 Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов 67 Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество 68 Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы 69 Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства 70 Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов 71 Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения 72 Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни 73 Умеет аргументировать предлагаемые им решения 74 Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов 75 Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 15 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 76 Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог 77 Умеет разрешать конфликты оптимальным способом 78 Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами 79 Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. 80 Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 81 Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать 82 Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности 83 Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами 84 Умеет включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся 85 Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) 86 Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании 87 Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки 88 Применяет различные методы оценивания обучающихся 89 Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся 90 Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. 6. Компетентность в области организации учебной деятельности6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание 16 Результаты апробации экспертного листа показали нормальное распределите оценок по каждому из пунктов вопросника. Такие данные свидетельствуют о высоком качестве каждого из утверждений представленной методики. 17 Нормальное распределите оценок по каждому из пунктов вопросника и представленные ранее данные, подтверждающие взаимосвязь всех выделенных компетенций и итогового показателя успешности педагогической деятельности позволяют нам судить о репрезентативности разработанной методики и её адекватности тем целям и задачам, на решение которых она направлена. 18 При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: ► Анализ урока► Анализ результатов учебной деятельности учащихся► Анализ результатов внеучебной активности учащихся► Анализ показателей методической работы педагога► Анализ достижений педагога: имеющихся наград, грамот и т.д.► Опросы удовлетворенности педагогической деятельностью аттестуемого 19 1. Анализ урока Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2. Рейтинг педагога Данная характеристика является дополнительным показателем отношения к педагогу со стороны обучающихся, коллег, администрации. 3. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки. 4. Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 20 5. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим источником для деятельности эксперта. Это не только база для сопоставления, но и основа для проведения дополнительного анализа и построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. 6. Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций, возможно использование экспресс-формы, разработанной Центром Оценки и Контроля Качества Образования (ЦОиККО) 7. Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 21 8 Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить информационную основу и мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат. 9. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства В соответствие с Положением об аттестации победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. 10. Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности 11. Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетенциям педагога. 12. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 22 13. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. 14. Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. 15. Результаты опросов и диагностики учащихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 23 24 Для анализа результатов экспертной оценки используются следующие ключи: 1. Компетентность в области личностных качеств1.1. Эмпатийность и социорефлексия: вопросы 1-51.2. Самоорганизация: вопросы 6-101.3. Общая культура: вопросы 11-152. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся: вопросы 16-202.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу: вопросы 21-252.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач: вопросы 26-303. Компетентность в области мотивации учебной деятельности3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающей успех в учебной деятельности: вопросы 31-353.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся: вопросы 36-403.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся: вопросы 41-45 25 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности4.1. Компетентность в методах преподавания: вопросы 46-50 4.2. Компетентность в предмете преподавания: вопросы 51-55 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности: вопросы 56-60 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений5.1. Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы: вопросы 61-65 5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы: вопросы 66-70 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях: вопросы 71-75 6. Компетентность в области организации учебной деятельности6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения: вопросы 76-80 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся: вопросы 81-85 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивания: вопросы 86-90 Для анализа результатов экспертной оценки используются следующие ключи (продолжение): Методика позволяет получить оценки по базовым компетенциям. 26 Результаты могут быть представлены в числовом и графическом форматах. № Наименование показателя Экспертная оценка 1 Компетентность в области личностных качеств 3,50 1.1 Эмпатийность и социорефлексия 3,50 1.2 Самоорганизация 3,80 1.3 Общая культура 3,20 2 Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 3,27 2.1 Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 3,50 2.2 Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 3,63 2.3 Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 2,67 3 Компетентность в области мотивации учебной деятельности 2,62 3.1 Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3,20 3.2 Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся 2,90 3.3 Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 1,75 Пример числового представления результатов оценки (данные конкретного педагога): 27 № Наименование показателя Экспертная оценка 4 Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 3,63 4.1 Компетентность в методах преподавания 3,80 4.2 Компетентность в предмете преподавания 3,20 4.3 Компетентность в субъективных условиях деятельности 3,90 5 Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений 4,13 5.1 Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы 4,30 5.2 Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 3,40 5.3 Умение принимать решения в педагогических ситуациях 4,70 6. Компетентность в области организации учебной деятельности 3,37 6.1 Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 3,80 6.2 Умение организовать учебную деятельность обучающихся 2,60 6.3 Умение реализовать педагогическое оценивание 3,70 Итоговое значение 3,42 Пример числового представления результатов оценки (данные конкретного педагога, продолжение): 28 Пример графического представления результатов экспертной оценки (данные конкретного педагога): Круговая диаграмма 30 Пример графического представления результатов экспертной оценки (данные конкретного педагога): Анализ полученных данных для установления соответствия занимаемой должности и квалификационным категориям может осуществляться в двух вариантах. 31 Анализ результатов экспертной оценки иподготовка экспертного заключения В основе обоих вариантов лежат результаты апробации, включающей данные, полученные в трех регионах Российской Федерации (Псковская область, Ставропольский край, Ярославская область). 32 Оценка осуществляется на основе математической модели, представленной уравнением регрессии, которое позволяет дать индивидуальную оценку категории, к которой можно отнести аттестуемого педагога. Первый вариант: 33 ПК = (0,43 Ч ПД) + (0,33 Ч ОУД) + (0,17 Ч ЛК) + (0,07 Ч ИОД) - (0,03 Ч ПЦ) - (0,02 Ч МД) - 1,61 Где: ПК – Коэффициент профессиональной квалификации.-1,61 – свободный член регрессионного уравнения.ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение). ОУД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности (среднее значение). ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение). ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение).ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (среднее значение).МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение). Уравнение регрессии: 0,3 – 1,4: Соответствие занимаемой должности.1,5 – 2,4: Первая квалификационная категория.2,5 – 3,5: Высшая квалификационная категория. 34 Значение шкальных оценок: Данное уравнение было проверено на ограниченной выборке. 35 Оценки, отражающие квалификационные категории, присвоенные педагогам в процессе аттестации были сопоставлены с оценками, отражающие расчеты с использованием уравнения регрессии. Результаты выборочно представлены на следующем слайде. 36 Сопоставление данных, полученных с помощью регрессионного уравнения по результатам экспертной оценки с присвоенной педагогам квалификационной категорией Педагоги ЛК (э) ПЦ (э) МУД(э) ИОД(э) ПД (э) ОУД(э) ПоказательУспешности(категория) Результатырасчетов поУравнениюрегрессии Иванова В.В. 4,27 3,47 3,67 3,6 3,6 3,8 2,00 1,78 Кирилл. В.А. 4,73 5 5 5 5 5 3,00 3,28 Святогор. Н.Г. 4,67 4,07 4,8 4,87 5 4,93 3,00 2,96 Чиркова Л.М. 4,73 4,73 4,93 4,93 4,73 4,73 3,00 2,89 Турченко Т.А. 4,27 4,33 4,27 4,47 4,2 4,47 2,00 2,62 Поташева В.В. 4,13 3,80 4,00 4,00 3,87 4,07 2,00 2,02 Колиенко Е.Н. 4,27 3,73 4,27 4,13 4,53 4,27 3,00 2,48 Вянни О.В. 4,20 4,00 4,07 4,47 3,93 4,20 3,00 2,29 Рудадова С.Н. 4,73 3,87 3,73 4,07 4,33 4,47 3,00 3,10 Петрова С.А. 4,53 4,93 5,00 4,93 4,87 5,00 3,00 3,08 Казанцева Т.А. 4,53 4,27 4,47 4,60 4,60 4,60 2,00 2,86 Ершова В.Ю. 4,27 3,27 4,27 4,40 4,07 3,87 1,00 1,33 Бобырь Е.В. 4,40 4,87 4,87 5,00 4,60 4,87 3,00 2,88 Алексан. С.В. 4,40 4,87 4,87 4,80 4,67 4,80 3,00 2,88 Криво. Ю.Н. 3,73 3,40 3,67 3,67 3,13 3,60 1,00 1,15 Бачиаш. О.Х. 4,67 4,80 5,00 4,87 4,73 4,60 3,00 2,69 Левенко. Н.И. 4,53 4,87 4,93 4,93 4,73 4,93 3,00 2,96 Карпенко Ю.Р. 4,60 4,00 4,47 4,73 4,47 4,67 3,00 2,63 Данные из приведенной таблицы, для удобства восприятия сгруппированные по категориям, выглядят следующим образом: 37 Соответствие занимаемой должности: Первая квалификационная категория: Высшая квалификационная категория: 38 Корреляционный анализ связей между оценкой, полученной с помощью регрессионного уравнения по данным экспертной оценки и присвоенной педагогу квалификационной категорией, свидетельствует о высокой достоверности данных регрессионного анализа. Коэффициент корреляции между данными показателями составляет 0,83 и является достоверным на 0,1% уровне значимости (r = 0,83; р < 0,001). 39 40 Установление соответствия должности и категории, на которую претендует аттестуемый педагог, осуществляется на основе сопоставления выявленного у него уровня развития педагогической компетентности с нормативными таблицами средних значений. Второй вариант: 41 Средние значения оценки уровня квалификации определяются как среднеарифметическое из показателей уровня развития основных педагогических компетенций: Где: ПК – показатель уровня квалификации Хi – среднее значение по каждой из шести компетенций Второй вариант: ПК = ∑ Xi 6 42 Нормативная таблица для определения соответствия занимаемой должности и различным квалификационным категориям (по средним значениям): Уровень квалификации: Среднее значение оценкиСоответствие занимаемой должности - От 2.50 до 3.29 баллов Первая квалификационная категория - От 3.3 до 4.29 Высшая квалификационная категория - От 4,3-х баллов и выше 43 Самооценка компетентности педагогической деятельности II 44 Методика самооценки компетентности педагогической деятельности предполагает оценку педагогом своих компетенций и личностных качеств. Она представлена в виде листов самооценки, в основе которых лежат те же компетенции педагогической деятельности. 45 Для самооценки предлагаются утверждения, аналогичные тем, по которым педагога оценивают эксперты. По результатам апробации количество утверждений сокращено до 72. 46 В результате получаются данные, отражающие оценку педагогом уровня развития у него компетенций педагогической деятельности и личностных качеств, влияющих на успешность деятельности. В ходе экспертизы данные самооценки были сопоставлены с данными экспертной оценки. Результаты представлены на следующих слайдах. 0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 1.1.Эмпатийность и социорефлексия 1.2. Самоорганизация 1.3. Общая культура 2.1.Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 2.3.Умение вовлечь обучающихся в процесс формулировкицелей и задач 3.1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.2.Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивацию обучающихся 3.3.Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 4.1.Компетентность в методах преподавания 4.2. Компетентность в предмете преподавания 4.3.Компетентность в субъективных условиях деятельности 5.1.Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы 5.2.Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 6.1.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.2.Умение организовать учебную деятельность обучающихся 6.3.Умение реализовать педагогическое оценивание Самооценка Экспертная оценка Столбчатая диаграмма Лепестковая Диаграмма 48 49 Данные экспертной оценки и самооценки являются хорошей основой для составления программ повышения квалификации и программ дополнительного образования педагогов. Они могут также использоваться органами управления образованием в управленческих целях. Подводя общий итог можно сказать, что предлагаемая методика позволяет отнести педагогов к соответствующей их профессиональной компетентности квалификационной категории. 50 51 Письменная работа на соответствие занимаемой должности III С учетом того, что приказом министерства образования и науки РФ указана необходимость проведения аттестации на соответствие занимаемой должности в письменной форме, предлагается в качестве таковой использовать задание, в котором в рамках аттестационного процесса педагогу будет предложено написать конспект урока по одной теме в рамках учебного предмета, который он преподавал в текущем учебном году. 52 Тему конспекта урока предлагает представитель экспертной комиссии по предмету, предварительно согласованному с аттестуемым 53 Конспект урока позволяет проверить: 54 Знание учителем своего предмета Уровень сформированности основных компетенций педагогической деятельности, таких как: Постановка целей и задач педагогической деятельности Мотивация учебной деятельности Компетентность в области информационной основой педагогической деятельностиКомпетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Компетентность в области организации учебной деятельности Перед выдачей задания на написание конспекта учителя инструктируют, чтобы в конспекте он отразил предметное содержание урока и его методическую интерпретацию. 55 Педагогу предлагается изложить общую организацию урока, прописать цели и задачи урока, определить место данного урока в программе обучения по предмету, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. 56 57 Педагог должен раскрыть структуру урока и содержание каждого из его этапов, отразить деятельность учителя и учеников на каждом из этапов, продемонстрировать, как подается новый учебный материал, как осуществляется проверка и контроль знаний учащихся и т.д. Конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет» 58 «Да» – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и умение его реализовать в учебном процессе. «Нет» – не соответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями. 59 Конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет» Возможна ситуация, когда работник будет частично соответствовать занимаемой должности. В этом случае результаты предложенной письменной работы будут обуславливать индивидуальную программу повышения квалификации, направленную на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций. 60