Формирование личностных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения.


Формирование личностных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения. Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки! Анна Ахматова1942г. Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества. С одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой – дефицит нравственности и взаимопонимания между людьми. На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмовстановится очевидной спасительная роль диалога между народами, диалога культур разных стран, систем обучения. Нет сомнения в том, что чем раньше приобщить детей к искусству и прежде всего его словесным видам – чтению, слушанию, запоминанию наизусть стихотворений, к рассматриванию «устройства» книг, содержащихся в них иллюстраций, созданию своих рисунков, прослушиванию музыкальных произведений, пению, посещению музеев, выставок и т. п. – тем быстрее всё это положительным образом скажется на эстетическом, речевом, интеллектуальном развитии ребёнка. В начале 21 века все мы, кто ответственен за детей, будущее нашей страны и всего мирового сообщества, должны думать о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств пробуждали в юных душах интерес -к миру красоты, добра, творчества; -помогали детям находить путь к снятию конфликтных противоречий современной жизни,-развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, -за будущее Отечества, через познание самого себя. Источник возникновения противоречивых тенденцийследует искать не только в специфике социально-экономического устройства общества, но и в недостатках эмоционально-нравственного развития учащихся, в слабом формировании эмоционально-ценностных ориентаций при обучении школьников. Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиций других людей, старается понять мотивы их действий.Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних лет формировать у младших школьников ценнейшие нравственные категории. Учащиеся, непосредственно реагируя на изменения окружающего мира, сами становятся открытой и незамкнутой системой. Категория "ценность" - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Какие же ценности можно считать нравственными? В педагогической литературе авторы вкладывают в понятие "нравственные ценности" то, чем дорожит человек, включая уже достигнутое, определяют их как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственные ценности - это те ценности,которые действуют в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные нравственныеценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Мы рассматриваем нравственные ценности как методологическую основу нравственного воспитания. Но доброта, красота, чуткость и т.д. - это не некие имманентно присущие ребенку качества. Освоение внешнего мира и познание самого себя у младшего школьника происходит во взаимодействии с родителями, учителями, другими взрослыми и детьми. Вхождение в учебную социальнозначимую иоцениваемую деятельность ставит первоклассникаперед необходимостью -считаться с другими людьми, -усваивать нормы и правила общественной морали, -руководствоваться ими в своем поведении. Работая над проблемой ориентации учащихся на нравственные ценности, учителя ставят задачу слить воедино содержание учебного и дидактического материала, - саму организацию урока, - воспитательную работу. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе: -через учебное содержание, -методы, -формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок, экскурсия, опыты, игры и т.д.), -через характер общения учителя и учащихся, -через общение детей между собой, -через организацию внеклассной работы. По своей природе нравственные ценности предполагают, что они усваиваются добровольно, когда ребенок осознанно принимает решения и несет за них ответственность.Каждым учителем накоплен определенный опыт в данном направлении, и определены пути нравственной ориентации младших школьников. Если в начале сентября предложить первоклассникам школы ответить на вопрос: "Что ты любишь больше всего? ", с целью выявить ценностные ориентации младшихшкольников. Можно услышать, что они любят - Барби, компьютер и другие предметы; - любят ходить с мамой и папой в гости, - любят, когда к ним приходят гости; - любят путешествовать, ездить на поезде, автобусе; - заниматься музыкой; - кто-то затруднится ответить. Дидактическая система, разработанная под руководством академика Л. В. Занкова, наиболее полно способствует развитию учащихся (их ума, воли, чувств), пересматривает проблему воспитания личности в процессе обучения, позволяет слить воспитание, развитие, обучение в единое целое.Само содержание учебных предметов (чтения, естествознания, географии) помогает осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам, ориентирует на усвоение нравственных норм, без которых невозможна жизнь в обществе, самореализация личности. Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для формирования культуры восприятия и чувственности у детей. Богатства существующих литературных произведений русской, советской и зарубежной литературы знакомят детей с такими сложными явлениями чувствами, как жизнь и смерть,гнев и сострадание, бездушие и милосердие. Языковое образование и речевое развитие младшего школьника – одна из центральных проблем в современной методике начального обучения русскому языку. Каким должно быть языковое образование, чтобы оно оказало благотворное влияние на развитие ученика как личности, помогло сформировать нравственные, эстетические и социальнозначимые качества личности школьника? Уместно вспомнить известное высказывание Ф.И. Буслаева(1844г.): «Родной язык так сросся с личностью ребёнка, что учить оному значит вместе с тем развивать духовные способности учащегося». Очень важно, чтобы знания и умения, приобретаемые ребенком, были связаны с его собственной речевой практикой, осознаны и пережиты как необходимые лично ему. Роль слова в жизни человека – очень важна: "Силой не сделаешь то, что сделаешь словом" . Дети учатся бережно и внимательно относиться к словам, - тщательно подбирать их для выражения своих мыслей, - помнить, что слово может не только окрылить человека, но и больно ранить. Развитие умения всматриваться, вдумываться в слово происходит постепенно. Со словом ведется ежедневная кропотливая работа. У детей вырабатывается умение пользоваться справочной литературой. Кроме орфографического и толкового словарей, предлагается словарик старинных русских слов. Он облегчает работу с былинами, делает более содержательным урок по сказке.Большое внимание следует уделять обогащению и активизации словарного запаса учащихся. Система упражнений ведет детей к пониманию смысловых оттенков слова,различению многозначности слова, умению подбирать синонимы и антонимы. Проводится работа и над фразеологическими оборотами. Дети учатся понимать смысл крылатых выражений (как с гуся вода; сnит, как сурок). Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего развитие мышления. Ушинский учил, что главными упражнениями в развитии речи ребенка должны быть сочинения, устные или письменные. Цель таких работ: "самостоятельными усилиями учащихся выразить устно и письменно самостоятельную мысль". Разнообразные творческие задания направлены на развитие воображения, мышления учащихся, пробуждают в них наблюдательность, развивают чувство языка. Например: игра «Колодец желаний» не только развивает у детей воображение, фантазию, но и помогает лучше разобраться в своих чувствах, понять себя. Ребятам предлагается вообразить, что они находятся у колодца, где загадываются желания. Дети должны по очереди дополнять следующие желания (на уроке только одно желание):«Если бы я был каким-либо животным, я бы ... потому что ...»«Если бы я был птицей, я бы... потому что ...»«Если бы я был насекомым, я бы ... потому что ...»«Если бы я был цветком, я бы... потому что ... и т.д.» Ответы большинства учащихся показывают, что у них есть большое желание приносить людям радость, делать добрые дела. "Если бы я был цветком, я бы был розой, потому что она красивая и радует всех"."Если бы я была цветком, я бы была душистой ромашкой, я бы накормила всех пчелок".«…Я бы был крапивой, потому что она всех лечит». «…Я бы хотела быть собакой, потому что она верный друг». Бывает и по-другому:"Если бы я был цветком, я бы был кактусом, потому что он колючий и его никто не трогает». «…Я бы хотел быть цветком росянкой, который поедает насекомых, потому что он никого не боится, а его боятся все».«…Я бы хотел быть зайцем, потому что он быстро бегает».«…Я бы был львом, потому что он царь зверей».«…Я бы был динозавром, потому что его все боятся».«…Я бы была лисой, потому что она хитрая и всех может обмануть».«…Тигром. Потому что он со всеми дерётся и всех побеждает».    Ответы показывают, кто из детей чувствует себя в школе комфортно, нашёл друзей,стремиться помочь другим, а кто-то старается самоутвердиться, стать лидером, первым, кто-то чувствует себя неуверенно. Последним необходима срочная помощь со стороны учителя и родителей.   В современных социокультурных условиях развития школы появился новый вид педагогической работы учителя начальных классов: он должен самостоятельно определять круг программного чтения детей своего класса.Выбор книги зависит от подготовленности учащихся к их восприятию и от готовности учителя решать те или иные задачи обучения. При знакомстве с новыми хрестоматиями, учитель, прежде всего, анализирует их содержание. «Содержание» в методической науке определяется как «учебный материал». По определению Н.Н. Светловской: «Учебный материал – это объекты, факты, явления, процессы, изучая которые, ребёнок под руководством учителя познаёт окружающий мир и самого себя, а главное - приобретает жизненно необходимые умения и навыки». Круг детского чтения призван дать ребёнку определённого возраста возможно полную картину образов мира через словестно-изобразительные средства с учётом психических возможностей личности.До школы ребёнком накоплен определённый литературный кругозор, от которого надо начинать новый этап литературного образования.Нельзя навязывать ребёнку того, что он в определённом возрасте не поймёт, совершенно неправильно истолкует. Надо дать произведения, которые он поймёт безоговорочно. На этапе изучения художественных произведений младшие школьники не только должны научиться читать, а приобрести опыт восприятия окружающего внешнего мира природы и формирования внутреннего мира человека. Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения классиков детской литературы. Например: После чтения рассказа В. Осеевой «Печенье» ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательны к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос: "Добрый ли я человек и почему я так думаю?" Вспомнили множество примеров, когда они совершали добрые дела. А потом им была предложена проблемная ситуация: "Мама купила билеты в кино. Я об этом фильме мечтал давно, ждал с нетерпением, когда же наступит долгожданный день ... и вот этот день настал. Но позвонил мой одноклассник и попросилобъяснить решение примеров. Он проболел неделю, а завтра контрольнаяработа. Как же мне поступить? Помочь товарищу, пойти в кино, зайти после кино?" Многие решили, что помогут товарищу, а кино посмотрят в другой раз; кто-то решил зайти после кино и помочь, а некоторые ученики спокойно пойдут в кино, а "он может попросить кого-нибудь другого", "я ему объясню по телефону", "мама поможет" и др. Такие ситуации помогают ребятам не только проанализировать поступки литературных героев, но и подумать, как бы они поступили сами, выбрать правильное решение. Может ли учитель на уроках литературного чтения в начальных классах ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а не просто знакомить своих учеников с литературными произведениями и вести непродолжительные беседы по ним? Ребёнок часто самостоятельно не способен объяснить, перевести на язык слов, своё восприятие, понимание сердцем и душой того, что открыто его внутреннему взору. Ребёнок-читатель брошен в мир сложнейшего переходного периода, в котором мы, взрослые, сами часто оказываемся бессильными. Учитель может помочь ему в этом через систему тщательно продуманных вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя – ребёнка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно-духовному смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из текста, анализ которого последовательно идет от первой страницы к последней. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние, приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют то маленького читателя отождествления себя с другими. Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность, заслонить ребёнка от развития в нём «вещизма». Ведь «вещное» отношение к окружающему предметному и животному миру формируется, если всё, что окружает ребёнка, воспринимается им лишь как нужное и ненужное для него Со временем это потребительское отношение, «вещизм», переносится и на людей. Чтобы этого не случилось, для ребёнка не должно быть «безгласных» объектов. И в неодушевлённом предмете он должен видеть материализованные душевные силы человека, создавшего их, проявление жизни природы. Среди литературных текстов немало таких, которые вызывают у каждого глубокое волнение за судьбы героев. Но в силу неповторимости жизненного опыта детей всегда имеются различия в содержании переживаний. Своеобразие эмоциональных откликов сверстников позволяет убедиться в том, как широк диапазон эмоциональных решений людей на одно и то же событие. Процесс овладения нравственными понятиями долог и требует периодических упражнений. Поэтому в содержание учебного материала целесообразно включать задания, способствующие активному усвоению детьми нравственных понятий. НАПРИМЕР:- замена данных слов синонимами или описательными оборотами(спесивый -…, себялюбивый -…, каменное сердце-…, твёрдый характер);- работа по выделению отдельных понятий(чуткость – это…, сострадание – это…);- включение данных понятий в предложение;- включение данных понятий в творческие, устные и письменные работы(Письмо Маленькому принцу «Кого я приручил и как берегу эту дружбу»;Устные сочинения: «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?») Наибольшую эффективность приносит совместная исследовательская работа учителя и ученика на уроках чтения. Очевидно, что современный учитель литературы, в том числе и учитель начальных классов должен быть: - литературоведом (обладать умением анализа художественного текста, видеть в произведении его нравственные проблемы и идеи), - методистом (понимать, как об этом говорить с детьми),- воспитателем (извлекая нравственные уроки из произведения, помочь ученикам открывать и осознавать нравственные законы). «Совместная исследовательская работа учителя и ученика при анализе сказки Х.К. Андерсена 1. Прочтение сказки.2. Выяснение общих впечатлений. Понравилась ли сказка? Чем? Самые яркие эпизоды- это.. 3. Проблемный вопрос:Какие основные чувства вызывает сказка?Грусть, жалость, боль вызваны гибелью главных героев. Радость от чудес, которые происходят в сказке. После ответов учеников учитель развивает их мысли, обобщает их высказывания: В перовых же фразах сказки звучит два доминирующих мотива – радостный, светлый («Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков… Они были очень красивы… Чудо что за солдатики!», «Ах, оловянные солдатики!» - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши), грустный(«Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно… Двадцать четыре были совершенно одинаковые, а двадцать пятый солдатик был одноногий»). Соединением радости и света с чувством боли сказки Андерсена близки русской классической литературе. 4. Постановка главной проблемы сказки происходит через анализ произведения. Ученики сами способны поставить этот вопрос: -Почему погибает оловянный солдатик, почему так сложилась его судьба? Проблема судьбы, являющаяся основной во многих сказках Андерсена,сближает их с русской классикой. 5. Анализ сказки. Выделить в тексте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения. 1 фрагмент.Внутренний монолог солдатика, который раскрывает душу и характер героя. Поражённый красотой балерины, он сразу увидел сходство (пока внешнее) с ней («красавица тоже была одноногая, как и он сам). Оловянный солдатик подумал: «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живёт. А мой дом – простая коробка,да ещё набилось нас в эту коробку целых двадцать пять солдат. Нет ей там не место! Но познакомиться с ней всё же не помешает». Красота танцовщицы вызывает у солдата эгоистическое желание: «Вот бы мне…» Он забывает о своём воинском долге, о своём назначении на земле, хотя понимает разумом нереальность осуществления своего желания. Поэтому возникает игривая мысль: «Но познакомиться с ней всё же не помешает». - Зачем? Поухаживать для игры, для забавы?Как эти мысли характеризуют солдатика? Раскрывают ли они главное в нём? Ведь эгоизм и легкомысленная игривость не соответствуют тому образу героя, который создаётся в дальнейшем тексте сказки. Следует дать высказаться всем ученикам, не перечёркивая самые фантастические объяснения, важно услышать даже зерно мысли в отдельных высказываниях учеников, увидеть даже приближение к интересному ответу. Осмысление внутреннего монолога оловянного солдатика поможет подвести к осмыслению первого нравственного урока сказки. Первый нравственный урок: В человеке изначально заложено добро и зло (такова человеческая природа), но он сам делает выбор и несёт ответственность за этот выбор. В каждом человеке есть внутренне зло в виде низких чувств и мыслей, но всё зависит от того, как сам человек относится к проявлению в себе этих чувств. Если человек не стремится преодолеть в себе низкие чувства и мысли, то сам оказывается в их власти, и тогда они управляют им, определяют его поведение, его поступки. Для нравственного развития души человека очень важно, чтобы ребёнок уже в начальных классах это понимал. 2-ой фрагмент. Поздно вечером, когда «все люди в доме легли спать… когда наступила тишина, игрушки сами стали играть в гости, в войну, а потом устроили бал». -О чём говорит характер и последовательность этих игр?- Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома? Очевидно, что игрушки играют так, как дети в этом доме. Игры говорят об уважительном отношении мальчиков к девочкам, об их культуре и воспитанности, об атмосфере дружбы и согласия, любви и поэзии в этом доме, где даже канарейка «заговорила стихами». Но что происходит дальше? «Оловянные солдатики стучали в стены коробки – они тоже хотели выйти поиграть, да никак не могли приподнять крышку». - Почему игрушки не помогли им выбраться из коробки, не пригласили их поиграть?- Почему они так, казалось бы, жестоко и эгоистично поступают по отношению к солдатикам? - Не противоречит ли это всему тому, что мы говорили о семье и игрушкам?- Можно ли снять с них это суровое обвинение и оправдать их? Видимо, игрушки, весёлые и добрые, как дети в этом доме, так увлечённо играли, что просто забыли о солдатиках недавно появившихся в этом доме. Из-за игры «поднялся такой шум и гам», что никто не услышал, как стучали солдатики о стены картонной коробки. Второй нравственный урок сказки: Надо уметь прощать других людей, понимать их слабости и ошибки, а самые высокие требования предъявлять, прежде всего, к себе. 3-ий фрагмент.В тексте появляется ключевое слово, раскрывающее главный смысл и цель существования солдатика, его высшее назначение – быть часовым, охранять, защищать красоту хрупкую и беззащитную «прелестную танцовщицу». «Только одноногий солдатик и танцовщица не двигались с места. Она, по-прежнему, стояла на одной ножке, вытянув руки вперёд, а он застыл с ружьём в руках, как часовой, и не сводил глаз с красавицы». В этой отъединённости ото всех, танцовщица и солдатик уже как будто были вместе, связанные невидимыми нитями любви. Красавица оказала благотворное влияние на душуоловянного солдатика, очистив её от мелкого,пошлого, эгоистического. И красавица теперь, конечно же, заметила его,ставшего часовым. Чудо зарождения бескорыстной любви уже произошло. Но что происходит дальше? Вдруг из табакерки выскочил маленький чертёнок и оглянулся кругом. «Эй, оловянный солдатик! – закричал чертёнок.- Не заглядывайся на плясунью!» Но оловянный солдатик притворился, что ничего не слышит. «Вот ты как! – сказал чертёнок. – Ну, погоди же до утра». А утром «одноногий солдатик полетел с третьего этажа вниз головой». - Что это за чертёнок?- Откуда он взялся и за что мстил нашему герою? Возможно чертёнок – это материальное воплощение того внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявлялось в виде низких чувств и мыслей, о которых мы говорили раньше. И мстит чертёнок за то, что солдатик «притворился, будто ничего не слышит», будто ничего не было, т.е. наказывает его за отсутствие раскаяния. Третий нравственный урок: если человек совершил какой-то проступок или у него возникли низкие мысли и чувства (следствием чего и являются проступки), то он обязательно должен перед собой покаяться,должен стремиться очистить свою душу от грехаи, может быть, даже как-то наказать себя.Если этого не происходит, если голос совести в человеке молчит, то наказание судьбой неизбежно. И первое же испытание солдатик выдерживает с честью. Застряв между булыжниками мостовой вниз головой и вверх своей единственной ногой, он не стал кричать и звать на помощь, так как «считал неприличным кричать на улице – ведь он был солдат и носил мундир». Четвёртый нравственный урок: Даже в трудную минуту человек не должен унижаться, должен помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатик осознал своё высшее назначение, стал самим собой – часовым и человеком с чистой и бескорыстной любовью, уже до самого конца сказки, во всех испытаниях, он ни в чём не изменял себе. «Держался стойко, как полагается настоящему солдату». Во время опасного плавания в бумажной лодке по бурному каналу Когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щёлкая зубами. Когда стал тонуть («он приготовился с честью погибнуть в страшной пучине»), и в желудке у большой рыбы, которая проглотила его. В молчаливой стойкости оловянного солдатика раскрывается истинно христианское отношении к миру: у него нет ненависти и злобы к «гадкому чертёнку из табакерки», он не проклинает «уличных мальчишек», которые ради забавы пустили его в опасное плавание. Он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания. И вот произошло чудо – как заслуженная награда солдатику за стойкость.Он снова оказался в комнате того же мальчика:«Вокруг были те же игрушки, а среди них гордо возвышался картонный дворец, и на пороге стояла красавица танцовщица. Она стояла по-прежнему на одной ножке, высоко подняв другую. Вот это стойкость! Оловянный солдатик так растерялся, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слёзы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, она смотрелана него, и оба молчали». Вот это «чудное мгновение» и есть – счастье: счастье понимания и слияния родственных душ, счастье созерцания истинной красоты и бескорыстного служения ей, счастье понимания высшего святого смысла жизни – «жертвенной любви доброго сердца» (И.Ильин) Пятый нравственный урок: Счастье не даётся даром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, победить зло в себе и достойно выдержать испытания внешнего мира. 4-ый фрагмент. «Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул в печку. Наверное, его подучил злой чертёнок из табакерки».- Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступил?Видимо, в каждом человеке есть свой «злой чертёнок», который вызывает низкие чувства, мысли, желания. Ему необходимо противостоять, чтобы не совершить безнравственный, жестокий поступок, преступление, зло. -Почему именно сейчас в мальчике заговорил «чертёнок»? Возможно, мальчику пока ещё недоступно оценить красоту и высшее чувство любви.От злости, ревности или других низких чувств он почувствовал желание уничтожить в другом то, что не подвластно ему.Агрессивный, первобытный инстинкт разрушения иногда проявляется в маленьких детях А «прекрасная танцовщица», увидев, что солдатик тает в огне, «как бабочка, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику», и оба они сгорают в огне. Этот мотив безмолвной, обречённой и в то же время непобедимой, всесильной, верной любви часто повторяется в сказках Андерсена.Его герои, беззащитные на первый взгляд, несут в каждый дом великую нравственную силу, источником которой является истинная ЛЮБОВЬ.Тема духовно побеждающей любви является ключевой в сказках Андерсена. В заключение анализа произведения следует обсудить с детьми вопрос о причинах смерти героев сказки «Стойкий оловянный солдатик».Внимательно выслушав ответы детей, можно предложить им два объяснения. Первое: в своей смерти виноват сам солдатик. Это возмездие за его низкие чувства,проявившиесяв начале сказки. Обычно Андерсен строго судит своих героев за пошлые и эгоистические чувства, за измену долгу и высшему идеалу. Второе: солдатик, преодолев в себе низкие чувства, изменился. Герои сказки погибают из-за проявления зла в других людях, которые, совершая свои поступки, не думают о последствиях, о чувствах и судьбах других людей. Большинство ребят обычно выбирают второй вариант. Пятый нравственный урок: в окружающем тебя мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от тебя, какой выбор сделаешь ТЫ. Естественно, что с детьми младших классов, даже ставя перед ними самые сложные вопросы, надо говорить просто и ясно, но, не упрощая до примитива. Успех урока во многом зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать учеников, выбирать верные слова для комментирования ответов учащихся, обобщений и выводов.Недопустимы категоричность, авторитарность, нетерпимость к иным суждениям.     Урок литературного чтения может стать уроком жизни, уроком размышления, уроком познания и исследования. Спасибо за внимание!