Технология проблемно-диалогового обучения на уроках географии


Учитель географии МОБУ СОШ № 15 МО Кореновский районДунина Т.С.Технология проблемно-диалогового обучения08.04.20171Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 08.04.20172Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.Технология проблемно-диалогическогообученияпостановка проблемы поиск решения это этап формулирования темы урока или вопроса для исследованияэтап формирования нового знания.Постановка проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалогаНельзя не понимать то, до чего додумался сам Диалог 08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.3побуждающийподводящийсостоит из отдельных стимулирующих репликпредставляет собой систему вопросов и заданийпостановка проблемыпостановка проблемыпоиск решенияпоиск решенияученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и формулируют проблемуучитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибокучитель пошагово подводит учеников к формулированию темыучитель выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию Побуждающий диалогПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемыприем 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения?прием 2 Сколько в нашем классе мнений?прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?Выбрать подходящее:Какой возникает вопрос?Какова будет тема урока? 08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.5{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикивопрос«на ошибку»предъявлениенаучногофактанаглядностьюпобуждение косознаниюпротиворечияпобуждение кпроблеметема– Как вы думаете, где могутобразовываться пустыни?– Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира.– Где расположена каждая из этих пустынь?– Вы как думали сначала?– А как на самом деле?– Какая же тема урока?Фиксирует тему на доске.– В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ (Житейское представление.)Сахара, Намиб и т.д.– Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана. (Проблемная ситуация.)– Пустыни могут образовываться только в глубине материка.– Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана.(Осознание противоречия.)– Образование пустынь. (Тема.)7 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог 08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.6{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикипредъявлениепервойгруппыфактовпредъявлениевторого фактапобуждениек проблеметема– Мы заканчиваем изучение Японии. Тему урока выопределите сами, но для этого сравним некоторые факты по России и Японии.– Кто победил во Второй мировой войне?– У кого больше природныхресурсов?– Сравните форму правления этих стран.– А кто сейчас экономический лидер мира?– Какой возникает вопрос?– В экономике даже терминтакой существует …– Значит, какая сегодня тема урока?Фиксирует тему на доске.– СССР победил, Японияпроиграла.– У России есть все природные ресурсы, у Японии их почти нет.– В России федеративнаяреспублика, в Японии –монархия.– Япония!(Проблемная ситуация.)– Почему Япония добиласьуспеха?– Японское экономическоечудо.– Причины японского экономического чуда. (Тема.)11 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий диалог на этапе поиска решения08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.7{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиподводящийбез проблемыДиалогвывод– Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на водную поверхность.К схеме добавляет стрелку– Что вас удивляет в этойсхеме?– Как вы ответите на этотвопрос?К схеме добавляет стрелку– Как можно назвать такоедвижение воздуха?– Дайте определение этогопонятия.– Воздух движется к Земле,как же он движется дальше?– Воздух, опускаясь к Земле,начинает растекаться в разныестороны и движется из областиповышенного давления в область пониженного давления.– Ветер.– Ветер – это горизонтальноедвижение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в областьпониженного давления. (Открытие нового знания). 08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.8 08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.9 При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.10 Факторы, тормозящие диалогКатегоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, обилие дисциплинарных замечанийОтсутствие внимание учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени)Толстые вопросы, которые предполагают односложные ответыСлушание учителя часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.11 Говоря об учебном диалоге, необходимо учитывать следующие моменты:Ни одна из реплик не должна оставаться без ответа;Учебный диалог ограничен во времени;Если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;Учебный диалог требует полных ответов;Учебный диалог требует предварительной подготовки08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.12 Технология проблемного диалога формирует следующие УУД:Регулятивные, обеспечивая выращивание умения решать проблемы;Коммуникативные – за счет использования диалога ; Познавательные - за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы.08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.13 Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр. антрополог08.04.2017Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.14