Методический материал на тему Технология проблемно-диалогового обучения на уроках экологии


«Технология проблемно-диалогового обучения на уроках экологии»Учитель экологии МОУ «СОШ №1 р.п.Дергачи» Печёнова Л.В. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.А.Дистервег
style.rotation
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
style.rotation
Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);отбор и структура содержания (что);оптимальная организация учебного процесса (как);методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
style.rotation


Образовательная технология:легко вписывается в учебный процесс;позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
style.rotation

обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;четкая ориентация на развитие творческой деятельности. Большое распространение получили следующие образовательные технологии:модульная технология;технология проектного обучения;технология внутриклассной дифференциации;технология проблемного обучения;технология дидактической игры.
style.rotation


В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому учитель? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизниЖизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
style.rotation


ТЕХНОЛОГИЯПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГООБУЧЕНИЯ
style.rotation Технология проблемно-диалогическогообученияУрок объяснения нового материалаУрок «открытия» знаний
style.rotation
Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Актуализация учениками своих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4.Выражение решения,5. Применение знаний ученикамиПроблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьмиУчебникиПодача матери-ала Регулятивные УУДУчиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.Составлять план.Работая по плану, сверять свои действия с целью.Определять степень успешности выполнения своей работы.(Из программы формирования УУД)











Создание проблемной ситуации с удивлением Может ли появиться новый организм от одного родителя?
Может ли появиться новый организм от одного родителя?

14Проблемной ситуации через противоречие двух мнений Лена: На юге жарко. Миша: А как же Южный полюс? Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно?РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли
style.rotation



Почему в пасмурную погоду окружающий нас мир серый и скучный?70% сведений о окружающем миреСоздание проблемной ситуации с затруднением Что общего между солнцем и глубоководной медузой?»
Подводящий к теме диалог От чего зависит здоровье человека?

Эдуард Дженнер Использование мотивирующих приёмов на уроке. Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?Регулятивные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалогПознавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
style.rotation

ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ :1. Даёт прочные знания.2. Стимулирует интеллектуальное развитие.3. Воспитывает активную личность.4. Здоровьесберегающая технология.
style.rotation СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК– внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения
style.rotation