Презентация Новые подходы в обучение. Диалоговое обучение Постановка вопросов
Постановка вопросов
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».Эдисон
Хорошо поставленный вопрос - это тот вопрос на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить, над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве. Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности.
Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:заинтересовать собеседника и дать ему возможность высказаться, чтобы он сам предоставил нужную вам информацию;активизировать собеседника и от собственного монолога перейти к диалогу с ним, что более результативно при деловом общении;направить процесс передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и интересам;обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.
Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это - ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность.
Распространённая модель постановки вопросов в классеИнициатива-ответ-последующее действиеИнициатива (учитель)Сколько дней в году?Ответ (ученик)365 дней(366)Последующее действиеОтлично!Правильно!Верно!
Эта модель демонстрируетУчитель инициирует и контролирует беседуУченик Не предоставляется возможности диалогической беседыНе способствует обучению!
Различают множество типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.Закрытый вопрос Открытый вопросНаводящие вопросыОсновные вопросы Второстепенные или последующиеАльтернативный вопрос Риторические вопросыПереломные вопросы Зеркальный вопрос и другие
Типы вопросов для достижения понимания ученикамиВопросы низкого порядка«закрытые»«буквальные»Вопросы высокого порядкаНаправленные на запоминание и ответы«правильные»«неправильные»Направленные на применение, реорганизацию, расширение, оценивание, расширение, анализирование информации каким-либо образом
Оба типа вопросов имеют место в рамках эффективности педагогикиТип задаваемого вопроса и его форма меняются в зависимости от целиВопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребности в обучении учениковВопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками
Техники постановки вопросов для всесторонней поддержки учениковпобуждениеапробированиепереориентацияДля получения первоначального ответа и оказания помощи в корректировкеЧтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеиЭто вопрос перенаправления другим ученикамУпрощенная формулировка вопроса, возвращение к пройденному материалу, подсказки, побуждение к более полному ответуВы бы не могли бы предложить нам пример?Кто-нибудь может помочь?
Приём "толстых” и "тонких” вопросов. " {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)Что?Когда?Как звать ...?Было ли ...?Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать., проблемного характераДайте три объяснения, почему...?Объясните, почему...?Почему, вы думаете ...?Почему вы считаете ...?В чём различие ...?Предположите, что будет, если ...?Что, если бы...?Может ...?Будет ...?Мог ли бы .?
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;при размышлении - демонстрация пройденного.Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала «тонкие» вопросы, а потом «толстые».3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.Работа ведется над составлением таких типов вопросов: Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оскар УайльдИрландский философ, писатель, поэт, драматург, эстет«Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу»
Спасибо за внимание!