Презентация на тему Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка


Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Именно, поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?Поэтому, по-моему мнению, актуальным в процессе образования технология проблемного обучения, так как данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Предлагаю вашему вниманию проблемно-диалогические методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка.Побуждающий к проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. - Как надо переносить слова.(формулировка темы) - Почему так получилось? Что вы не знаете? - По-разному. (осознание противоречия) - А как вы его выполнили? - Одинаковое. -Задание было одинаковое для всех? Видят варианты:Соб-ака соба-касо-ба-ка собак-а(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Проверка задания. Пары добавляют знак переноса в слово «собака» на своем листе. -Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах. Задание на новый материал. Это собака.Наблюдают, что слово на строке не помещается.-Надо перенести.-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. -Что это? (Читает загадку о собаке-Составьте с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (учитель записывает предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке).-Что же мне делать, ребята? -А что значит перенести? УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» Мягкий знак после шипящих на конце существительных . -Значит, какая сегодня будет тема урока?(Фиксирует тему). Тема В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. -В чем различие? -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. -Что заметили общего? На доске: мяч дочьшалаш печькамыш мышь -Посмотрите на два столбика слов на доске Подводящий к теме диалог. (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. -Мы не знаем.(подведение к незнанию) - Что такое по? - Ходить, ход, ходики, походка и др. Корень ход- - Подберите однокоренные слова к слову поход. Ученики выделяют окончание и корень. У слова «поход» предлагают выделить корень поход-, ход-(возникает противоречие) Выделите в словах корень, окончание. Дома, город, леса, поход. Подводящий без проблемы диалог. УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ Пример: урок русского языка во 2-м классе по теме «Суффикс». На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует:- повышению интереса к учебе;- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;- не допускает переутомления на уроке;- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;- развивает речь, логическое мышление;- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;- вырабатывает активную позицию детей,что помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.