Презентация к мастер-классу Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе


* МАСТЕР-КЛАССТЕМА:Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: …«поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва»; «способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии» Составляющие рефлексивной деятельности Формируемые УУД Формирование внутренней позиции школьника Личностные Самооценка на основе критериев Эмпатия Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности Рефлексия способов условий действий Познавательные Контроль и оценка результатов деятельности Формирование и аргументация своего мнения Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества * 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.(из ФГОС) * 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.(из ФГОС) * Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг. * Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Что такое рефлексия? * Обращение назадРазмышление о внутреннем состоянииСамопознаниеСамоанализ Этап учебной деятельности Цель Содержание Этап организационного момента и целеполагания обеспечивает побуждение учащихся к деятельности выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. На этапе актуализации ЗУН учащихся Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания В начале работы по теме урока Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности На завершающем этапе Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. Организация рефлексии на различных этапах учебной деятельности Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния * * * Грустный мишка Веселый мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Отражает внутреннее состояние ученика; Самочувствие ( комфортно - дискомфортно);Является средством самопознания. «Смайлики» «Карточки настроения» «Музыкальный тест» По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут закреплять на общеклассном нотном стане или на личных. Можно углубиться и узнать минорное или мажорное было настроение (палочка нотки смотрит вниз или вверх) «Букет настроения» «Яблоко и стрелы» «Солнышко» «Светофор» «Прогноз погоды» Моё настроение похоже на: Солнышко ; Солнышко с тучкой; Тучку; Тучку с дождиком; Тучку с молнией. * 2. Рефлексия деятельности * * * * * * * * * * * 3. Рефлексия содержания учебного материала. * Цветочная поляна > < = 1 _ 2 3 _ Рефлексия содержания «Поезд». Вагоны поезда – этапы урока. Дети прикрепляют цветные фишки к вагончику, оценивая свою активность на каждом этапе урока. Словарнаяработа Фонетический разбор Изучение нового материала Работа вгруппах * * Рефлексивный экран Сегодня я узнала…Мне было интересно… Мне было трудно…Теперь я могу…Я почувствовала, что …Я приобрела… Я научилась…Я смогу…Меня удивило…Я попробую…Семинар дал мне для работы… Сегодня я узнала…Мне было интересно… Мне было трудно…Теперь я могу…Я почувствовала, что …Я приобрела… Я научилась…Я смогу…Меня удивило…Я попробую…Семинар дал мне для работы… Мне захотелось…Мне сегодня удалось…Я получила от семинара…Для меня было открытием, что …На мой взгляд удалось… Я бы учла на будущее…На семинаре было важным… Завтра я хочу на уроке… Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..Что учесть на будущее?..Зачем нам был нужен семинар?.. Приём «Синквейн» является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:- первая строка – название темы (одно существительное);- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола);- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Классификация приёмов рефлексии: * 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния *