Презентация по русскому языку на тему СП с несколькими частями и разными видами связи (9 класс)


Free Powerpoint Templates Сложное предложение с несколькими частями и разными видами связи Лексическая тема:Русские поэты и писатели о родной природе Задача урока:Сравнивать. Углублять. Закреплять . Синтаксическая  разминка Алгоритм Предложение Грамматическая основа Одна основа Две или более основ Простое предложение Сложное предложение Союзное бессоюзное БСП ССП СПП Цифровой диктантВерно ли утверждение, что: 1.Союзы что, если, где – подчинительные?2. В БСП между частями пишется союз чтобы?3. Предложение – это синтаксическая единица?4. Союзы а, но - соединительные?5. Союз однако – подчинительный?6. В ССП одно предложение может указывать на условие того , о чем говорится в другом?7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?8. В СПП « Сделано все, чтобы я мог учиться» первая часть – придаточное предложение?9. [ ], (который...). – схема СПП Ответ:101 100 101 Сложное предложение с несколькими частями и разными видами связи З Х У Таблица ЗХУ I – сочинительная связь(сочинение);II – подчинительная связь(подчинение);III – бессоюзная связь(бессоюзие). Обозначения: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге . (Лермонтов) [ ] ,и [ ] [ ] , (как) Сочинение и подчинение I II  Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье . (Бунин) [ ],но [ ] [ ] : [ ] [ ] , [ ]. Сочинение,бессоюзие III III I Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою . (Чехов) ( Когда ),[ ]; [ ] [ ]. Подчинение и бессоюзие III II   В саду было просторно и росли одни только дубы ; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад. Пришвин [ ] и [ ] [ ] ; [ ] [ ] ,(так что Сочинение,бессоюзие,подчинение II III I Исследовательская работа (Найти в тексте сложные предложения с несколькими частями) Константин Паустовский « Барсучий нос» Константин Паустовский « Барсучий нос» Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видныдалекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды. У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет,чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошопереносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас,взрослых, он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел,как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательнопосмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнутьзверьку, что он обожжется, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался отнегодования и боли. На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил. Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдалипосвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах - мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться. Закрепительно-тренировочный этапТестовые задания1. Найдите сложное предложение.а) Я простился и пошел домой. б) Она то посидит, то походит. в) Когда мы пришли, она уже проснулась.2. Определите вид предложения: Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела.а) ССП; б) СПП; в) СП с разными видами связи.3. Определите вид предложения: Из травы поднималась мерными взмахами чайка и раскошно купалась в синем воздухе.а) ССП; б)простое предложение; в) СП с разными видами связи.4. Определите вид предложения: На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок.а) ССП; б) БСП; в) СП с разными видами связи.5. Определите вид предложения: По небу белели клоками легкие облака , и свежий ветерок едва колыхался по верхушкам травы.которая выросла в человеческий рост.а) ССП; б) СПП; в) СП с разными видами связи. 6. Какое из предложений соответствует схеме: ( ), [ ], и [ ]? а) Когда взошло солнце,все поснулись и вокруг все ожило. б) Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным ,теплотворным светом своим облило степь. в) Чтобы узнать природу, необходимо полюбить её, и тогда она откроется перед тобой.7. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.б) Пестрые суслики выползали из нор своих ,становились на задние лапки,оглашали степь свистом.в) Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство её охватывало последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было как тень перебегала по ней и она становилась темно-зеленой; испарения подымались гуще; каждый цветок испускал аромат, и вся степь курилась благовонием. 8. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?      а) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.      б) Горели темным пурпуром клены,ссыхался дикий виноград на беседке.      в) Я выламываю себе хорошую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву,как снег валится вниз,дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу.9. В каком случае дана правильная характеристика предложения?      Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.      а) СП с сочинением и подчинением      б) СП с сочинением и бессоюзной связью      в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью № Фамилия,имя ученика №1 №2 №3 Балл Оценка 1 Айтбаева Жансая 2 Амангалиева Куралай 3 Ахет Маралбек 4 Абуова Жанаргуль 5 Боздаков Кайрат 6 Жаксылык Райымбек 7 Жаманкул Мейрамгуль 8 Жумашев Жанболат 9 Коптлеу Айкуним 10 Курманалиева Айгерим 11 Кумарова Камшат 12 Ликарова Дария 13 Нурмаганбетов Нурсултан 14 Уали Мендигуль Мониторинг знаний