Презентация заседания школьной творческой группы на тему:Реализация технологии системно – деятельностного подхода в моделировании и проектировании уроков «открытия» нового знания


Заседание творческой группы ТЕМА:Реализация технологии системно – деятельностного подхода в моделировании и проектировании уроков «открытия» нового знания. 01 декабря 2016 г. ЦЕЛЬ: Показать на примере нескольких уроков по разным предметам технологию реализации системно – деятельностного подхода на уроках «открытия» нового знания Предполагаемый результат Стимулирование самообразования педагогов;Обмен опытом по использованию на практике новых технологий ведения урока «открытия» нового знания с учетом требований ФГОС Методический материал Введение в тему творческой группы В докладе комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование : скрытое сокровище» сформулировано 4 столпа, на которых основывается образование.«Учиться знать»;«Учиться делать»;«Учиться жить вместе»;«Научиться быть». Руководитель творческой группы – Гарват О.И. Проектирование «Дорожной карты урока «открытия» нового знания» Работа в группах Типология современного урока(ФГОС) Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими путями: Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Главная методическая цель достигается следующими путями: Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Главная методическая цель достигается следующими путями: Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся Типология современного урока Уроки «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Структура урока «открытия нового знания» 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.3. Этап выявления места и причины затруднения4. Этап построения проекта выхода из затруднения5. Этап реализации построенного проекта.6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону8. Этап включения в систему знаний и повторение9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Определяем структуру урока «открытия» нового знания Работа в группах Структура урока открытия нового знания 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.Для реализации этой цели необходимо:создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)установить тематические рамки учебной деятельности («могу») 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действийактивизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) Группы предлагают микроцели, технологии и приемы 3. Этап выявления места и причины затруднения.Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делализафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения) 4. Этап построения проекта выхода из затруднения.Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить Проектирование этапов урока 5. Этап реализации построенного проекта.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.Для реализации этой цели учащиеся должны:на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверкидалее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибкирешить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.Для этого необходимо:организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия….организовать самопроверку учащимися своих решений по эталонусоздать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенкадля учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления 9. Этап рефлексии учебной деятельности на урокеОсновной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.Для реализации этой цели:организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на урокеучащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствиянамечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) Самоанализ уроков Коптяева О.С. – учитель математики;Адемекова В.М. – учитель английского языка;Дончила В.И. – учитель изобразительного искусства;Бызова И.Е. – учитель русского языка Самоанализ урока дает учитель математики Анализ посещенных уроков Какие уроки, в каких классах вы посетили?В какой степени , на ваш взгляд, реализуется системно – деятельностный подход нашими педагогами на уроке, на сколько выдержана структура урока «открытия» нового знания?Дайте рекомендации учителям. Анализ урока русского языка Рефлексия До новых встреч