Применение методов наглядного моделирования при обучении детей младшего школьного возраста с ЗПР пересказу текстов и заучиванию стихотворений
Применение методов наглядного моделирования при обучении детей младшего школьного возраста с ЗПР пересказу текстов и заучиванию стихотворенийВыполнила: Учитель – логопед Сидорова Н.Н.
План:Мнемотехнические методы запоминания;Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы;Последовательный пересказ по опорным схемам;Последовательный пересказ текстов с использованием предметных картинок, сюжетной картинки;Творческий пересказ по обозначенному началу (середине, концу) рассказа.
Мнемотехнические методы запоминанияМнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника используется: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказывании художественной литературы, при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов, при знакомстве с цифрами, буквами.Мнемотаблицы – изображения в виде картинок. В каждой картинке зашифрована строчка стихотворения. Ребенок быстрее запоминает информацию зрительно, чем опираясь на слуховой анализатор.
Федор Иванович ТютчевВЕСЕННИЕ ВОДЫЕщё в полях белеет снег,А воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы:«Весна идёт, весна идёт!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперёд!» Весна идёт, весна идёт!И тихих, тёплых, майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}конец
Последовательные пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросыКАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛВошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
Установление последовательности предметных картинок для пересказа
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МедведьВеткаБелкаШишкаЗаяцСорокаЛосиМедведьВошелУгодила ХрустнулаИспугаласьВыронилаУпалаВскочилПомчалсяНаскочилПодняла крикУслышалиПошлиКустыломатьРявкнулВыполнить движения по тексту
Последовательный пересказ по опорным схемамВОРОБЕЙЯ возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.Работа проходит последовательно в том же порядке, учащиеся по схемам повторяют предложения, начиная с первого.
Я.ЯР-Р-Р…ЯЯ.мыЛогопед читает каждое предложение, выставляя его знаковую схему, просит повторить детей. Текст пересказывается каждым ребенком по схемам.
Последовательный пересказ текстов с использованием предметных картинок, сюжетной картинкиТеплицаВ нашем селе есть дворец. В солнечные дни его хрустальные окна отражают тысячи веселых зайчиков.А кто живет в хрустальном дворце? Под стеклянной крышей поселились зеленые растения.На дворе трескучий мороз. А во дворце лето в самом разгаре. На грядках зеленеют лук, огурцы. Зреют помидоры.Большого чуда во всем этом нет. Просто внутри хрустального дворца проложены трубы с горячей водой, а над грядками висят электрические лампы. Этот хрустальный дворец называется ... (теплицей).
ПланОбъяснение значения слов.Озаглавить текст.Деление текста на части.Озаглавить каждую часть.Пересказ каждой части по картинкам.Пересказ всего текста по сюжетной картине и плану (без опоры на предметные картинки).
1. Хрустальный дворец2. Зеленые растения3. Овощи4. Греют трубы, лампы
Творческий пересказ по обозначенному началу (середине, концу) рассказаМедведь и зайцыЗахотел медведь зайцев медом угостить. Побежали они в лес. Медведь пошел в дупло. В дупле были пчелы. Они стали жалить медведя, бросился медведь бежать, а зайцы смеются… Текст разбирается логопедом с детьми. Затем самостоятельно продолжают рассказ до конца. Работают 1-2 ученика. Учитель – логопед редактирует предложения детей. Для наглядности используются картинки. Также используется обозначенная середина и конец рассказа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!