Презентация к докладу Стратегии смыслового чтения и работа с текстом


Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Выполнила –руководитель МО естественно-математического цикла –Зеленова И.А. Национальная программа поддержки и развития чтения 2007-2020г.г. «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением …на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры». ФГОС. Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности.Связующим звеном всех учебных предметов является ТЕКСТ, работа с которым позволяет добиваться оптимальных результатов. Требования ФГОС 1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстомРабота с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:— определять главную тему, общую цель или назначение текста;— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; Требования ФГОС — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:— определять назначение разных видов текстов;— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; Требования ФГОС — различать темы и подтемы специального текста;— выделять не только главную, но и избыточную информацию;— прогнозировать последовательность изложения идей текста;— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.Выпускник получит возможность научиться:• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Требования ФГОС Работа с текстом: преобразование и интерпретация информацииВыпускник научится:• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;• интерпретировать текст: Требования ФГОС — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;— делать выводы из сформулированных посылок;— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.Выпускник получит возможность научиться:• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Требования ФГОС Работа с текстом: оценка информацииВыпускник научится:• откликаться на содержание текста:— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;— находить доводы в защиту своей точки зрения;• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; Требования Фгос • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).Выпускник получит возможность научиться:• критически относиться к рекламной информации;• находить способы проверки противоречивой информации;• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или к Универсальные учебные действия:Личностные УУДКоммуникативные УУДПознавательные УУД - Исследовательские и проектные - Смысловое чтения. Работа с текстом Регулятивные УУД Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона Техническая сторона предполагает оптическое восприятие , воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, т.е. декодирование текстов и перевод их в устно- речевую форму.(Способ чтения, темп, правильность, выразительность)Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского кода на свой смысловой код Осмысленное чтение связано с пониманием Цель смыслового чтения Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Способы организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;· определением основной и второстепенной информации;· формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;· в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Сущность стратегий смыслового чтения Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:· различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;· распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;· собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации. Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП) Основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Методика работы с текстом 1 этап. Восприятие.2 этап. Структурно-функциональный анализ.3 этап. Реконструкция смысловых структур. 4 этап. Смысловая компрессия. Приемы смыслового чтения Приемы смыслового чтения Чтение про себя с вопросами (Текстовая)Чтение с остановками (Текстовая)Чтение про себя с пометками (Текстовая)Отношения между вопросом и ответом (Послетекстовая)Тайм-аут ( Послетекстовая)Проверочный лист ( Послетекстовая)Алфавит за круглым столом ( Работа с объёмными текстами) Приемы смыслового чтения Соревнуемся с писателем (Работа с объёмными текстами)Ориентиры предвосхищения (Работа с объёмными текстами)Экскурсия по книге  (Работа с объёмными текстами)Список тем книги ( Работа с объёмными текстами)Цитаты ( Работа с объёмными текстами) Загадки (Работа с объёмными текстами)Следуйте за персонажем книгиЧерты характераДоклад и рецензияСинквейн (Пятистрочник)G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ) ( Компрессии текста)Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)( Общеучебные) Граф-схемы «Кольца Венна» ( Общеучебные)Обзор словаря (Развитие словаря)Словарная игра «Аналогия» ( Развитие словаря) Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов- перечень умений, содержашихся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией» «Мониторинг чтения»  Цель данной стратегии — определение качества чтения.Ход работы:Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий. «Мониторинг чтения»  Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, вклю­чающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также их распределение по уровням чтения «Мониторинг чтения»  98—100 баллов — высокий уровень.91-97 баллов — высокий средний уровень.75-90 баллов — средний уровень.61-74 балла — низкий средний уровень.51-60 баллов — низкий уровень.Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания. Приём «Работа с вопросником»Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.Описание приемаУчащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе Приём «Уголки»Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов. Описание приема Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод. Из опыта работы. Приём «Восстанови текст».Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.Описание приема.Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста Приём «Лови ошибку»Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.Описание приема.Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урокаТакой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения. Приём «Сравнение определений».Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности. Описание приема.Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное. Приём «Алгоритмы»Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний. факты понятия законы теории ФКМ Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще).Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах. Описание приема.1вариант: учащимся предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии.2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом понятии.Задание можно выполнять индивидуально и в парах. Кластер (пример из геометрии) Верные и неверные утверждения Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО Произведение двух четных чисел является четным числом ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Произведение четного и нечетного числа является четным числом Синквейн Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейн СЧИТАЕТ ОНО ГЛАВНЫЙ СТОРОЖ ПРОСТОЕ СЧЕТА ОТМЕРЯЕТ ХРАНИТ СОСТАВНОЕ ПОРЯДОК ЧИСЛО Ромашка БлумаСмысловое чтение / Приёмы работы с текстом "Ассоциативный куст" Что такое « педагогическая технология»? Педагогическая технология- это описание достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков) Виды технологий развивающего обучения, интерактивные, проблемного обучения, коммуникативные, диалоговые, здоровьесберегающие, игровые, проектные, он-лайн (конференции, вебинары, семинары).информационно-коммуникативные (ИКТ)проектная критического мышлениякейс - технологии