«Развитие стратегии смыслового чтения на уроках биологии через решение учебно-познавательных задач»
«Бойся человека одной книги»(восточная мудрость)
У одного богомудрого старца было несколько учеников. Как-то разгорелся между ними спор, который они сами никак не могли разрешить. Что труднее, – решали иноки, – записать Божественное откровение, понять и осознать его или объяснить смысл другому. Решили спросить совета у старца.Тот выслушал и ответил: – У меня для вас задача более сложная, нежели ваши три. – Какая же? – Помочь вам увидеть прежде простые вещи и научить воспринимать реальность в том виде, какой она есть на самом деле.
«Развитие стратегии смыслового чтения на уроках биологии через решение учебно-познавательных задач»Чернецкая Ирина ГеоргиевнаУчитель биологии, методист МБОУ СОШ №3
Цель мастер-класса: расширить представления о смысловом чтении при решении учебно-познавательных задач, на уроках биологии, на практике применить некоторые приёмы.
Результаты PISA -2009Читательская грамотность:I. Китай (Шанхай)II. Южная КореяIII. ФинляндияIV. Китай (Гонконг)V. Сингапур41. Россия
Перед учителем ставится очень важная задача - научить учащихся не только «учиться», но главное «ЧИТАТЬ».
ФГОС ставит перед учителем задачу - обучить школьников анализу текста, одновременно развивая их мышление, интуицию, повышая уровень знаний. Для этого необходимо сосредоточить их деятельность на узнавании в тексте языковых знаков — слов. Именно слово, по мнению А.А.Липгарт, являясь «образно-тематическим узлом», «единой стилистической доминантой», служит ключом к пониманию текста. Деятельность учащихся должна быть направлена на поиски этого ключа. Многократно прочитывая текст, внимательно вчитываясь в слова, вдумываясь в контекст, ученики отыскивают данное слово, обнаруживая его связь с другими словами, выстраивая внутреннюю смысловую структуру текста.
Смысловое (с мыслью) чтение в толковых и философских словарях определяется как синоним значения. Благодаря возникновению герменевтики (философия понимания текстов) появилось такое понятие как скрытый смысл. Герменевтика – это искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека. Смысл (содержание)- структура (форма)
Смысл – целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Именно смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.
Текстэто упорядоченный набор предложений, предназначенный для выражения некого смысла. В лингвистике термин используется в широком значении, включая в себя и устную речь.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» (В.А.Сухомлинский) в числе основных задачУниверсальные учебные действия:ЛичностныеУУДКоммуникативныеУУДПознавательные УУДРегулятивные УУД Познавательные и учебные мотивыУчебная цельУчебная задача, чтение в составе УУДУчебные действия и операции
Общеучебные умения, развиваемые технологией формирования правильной читательской деятельностиКоммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора). Интеллектуальные – извлекать информацию из текста. Оценочные (если анализ текста порождает оценочные суждения).Организационные – умение работать по плану (алгоритму).
Технология формирования правильного типа читательской деятельности До чтения текста: просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения2) Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста3) После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретацииЦель – понимание текстов.Средство – три этапа работы с любым текстом.
Полное понимание текста - это вычитывание трех видов текстовой информации: Ф - фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) П - подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») К – концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
нахождение информации из различных частей текста по множественным критериям (более двух);формирование структуры таблицы для систематизации информации из сплошного текста по множественным критериям (более двух);извлечение информации из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы по множественным критериям (более двух).Под извлечением информации из текста мы понимаем:
приемы по формированию смыслового чтения1. Прием «Задай вопрос»2. Прием «Составь задание». 3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
5. Прием «Верные и неверные утверждения». 6. Приём «Лови ошибку»7. Приём «Восстанови текст».8. Сопоставление / нахождение сходств и различий9. Приём «Шесть вопросов» 1.Кто? Что? 2. Если я правильно понял, то… 3.Почему? 4. Чем отличается? 5. Как вы думаете, … ? 6. Как бы вы поступили, если… ? 1.Кто? Что? 2. Если я правильно понял, то… 3.Почему? 4. Чем отличается? 5. Как вы думаете, … ? 6. Как бы вы поступили, если… ? 10. Прием «Чтение с пометками, или INSERT» В таблицу заносятся КРАТКИЕ сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. V+-? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интересно, непонятно, нужно разобраться
Проведём практическую работу с текстом.С целью обеспечения содержательности учитель должен при выборе учебного текста отдавать предпочтение информационно - привлекательным текстам. Они должны содержать актуальную для ученика информацию и соответствовать его насущным запросам. Тексты должны опираться на содержание учебной программы и отражать метапредметные связи. В них должны отсутствовать недостатки, которые затрудняют чтение и не нацеливают учеников на активные поиски ответов на поставленные вопросы.Перед вами текст «Тараканы»
Тараканы Тараканов 3000-4000 видов (и 28 семейств). Но лишь с полдюжины видов — спутники человека, незваные гости его жилищ. Прочие – вольные обитатели природы, в основном теплых, влажных тропических и субтропических лесов. Из всех стран Южная Америка особенно богата тараканами. В трухлявой древесине, в опавшей листве, в пнях, в термитниках, муравейниках, в богатой перегноем почве роются они (вечерами и ночами), обычно незримые и неуловимые. В степях тоже живут тараканы. Но чем суше и прохладнее климат, тем их меньше. «Вольных», разумеется, домашних это правило не касается. Тараканы плохо летают. Самки часто бескрылые (или с недоразвитыми крыльями). Кто видел летающего таракана? Прыгнув с отвесной стены (даже по стеклу лазают вертикально вверх!), некоторые расправляют крылья, чтобы удлинить прыжок и ослабить удар от падения. Но бегают весьма увертливо и резво: 30 сантиметров в секунду (прусак), 74 сантиметров в секунду — перипланета американа, весьма распространенный сожитель человека, обычный ныне в Западной Европе. Надо полагать, тараканы – одни из самых быстроногих насекомых. Чтобы точно удостовериться, кто их в этом превосходит, нужны специальные эксперименты. Очень древние насекомые – 300 000 000, но, вероятно, и 400 000 000 лет назад в сыром мареве у подножия гигантских папоротников и хвощей каменноугольного, возможно, даже пермского периода палеозоя, сновали первотараканы среди сырой гнили умерших деревьев (ныне ставших каменным углем!). Было их много, разных (некоторые вполне подобны современным). Шли века, новые деревья, лиственные и хвойные, покрыли просторы нашей планеты, расцвели цветы, и крылатые их опылители появились в лесах и лугах, древние амфибии, эволюционируя, породили рептилий, а те – зверей и птиц. Но тараканы изменялись мало... Ростом тараканы обычно невелики: от 2 миллиметров до 3-4 сантиметров. Но есть исключения: центральноамериканский таракан мегалоблатта достигает 10 сантиметров (длина его усов не учитывается!), длина крыльев – 185 мм, вес его составляет около 30 грамм. Усы у тараканов весьма внушительные: редко у кого короче самого обладателя, обычно такие же, как и тараканье тело, либо длиннее, да еще в 2-3 раза! Усы у таракана в постоянном движении, все вокруг ощупывают. Осязание, отличное обоняние да еще особые органы, ощущающие малейшие сотрясения предметов, – главные его органы чувств. Глаза есть у многих, но на них таракан полагается меньше, во тьме они видят лучше, пожалуй, чем днем.
«Согласны ли вы…»,«Объясните, почему…»,«Какими могут быть…»,«В чем смысл…»,«Где…»,«Важно, что…»«Сколько…»,«Какой…»,«На сколько…»,«Во сколько раз…»,«Единица измерения…»,«Наибольшее и наименьшее…»
Прием «Составление «Синквейна»»Тема СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – 1Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – 2ДействияГЛАГОЛ – 3Своё отношениеФРАЗА ИЗ 4 СЛОВНовая интерпретация1 СЛОВО
Рекомендации:Повсюду меня преследует один знак. В течение семи лет это число буквально следует за мною по пятам, я непрерывно сталкиваюсь с ним в своих частных делах, оно встает передо мной со страниц самых распространенных наших журналов. Это число принимает множество обличий, иногда оно несколько больше, а иногда - несколько меньше, чем бывает обычно, но никогда не изменяется настолько, чтобы его нельзя было узнать. Та настойчивость, с которой это число преследует меня, объясняется чем-то большим, нежели простым совпадением. Здесь чувствуется какая-то преднамеренность, все это подчинено какой-то определенной закономерности. Или в этом числе действительно есть что-то необычное, или я страдаю манией преследования. О КАКОМ ЧИСЛЕ ИДЕТ РЕЧЬ?
Ох, уж эта семерка! Пожалуй, нет ни одного другого числа, которое бы так властно вошло в пословицы, поговорки и крылатые слова: «Семь чудес света», «Семь смертных грехов», «За семью печатями», «Семимильные сапоги»…...
В 1964 году вышла статья американского психолога Д. Миллёра «Магическое число семь плюс минус два». Миллер доказывал, что объем кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7±2, При кратковременном предъявлении человек запоминает не количество информации, а количество ее кусков. Он способен запомнить девять двоичных цифр, восемь десятичных цифр, семь букв алфавита или же пять односложных слов. Информативная ценность этих кусков, выражаемая в битах (двоичная единица измерения информации), неодинакова. Восемь цифр равны 25 битам, пять слов - 50. Отсюда вытекает важный методический принцип- определенное количество информации, каким бы оно ни было, должно укладываться в цифру семь. Семерка выступает как оптимальный объем измерения непосредственного восприятия. Таким образом, объем кратковременной памяти равен 7±2. Вывод- не более 7 заданий к тексту и на уроке
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!