Психолого-педагогический проект Снижение личностной тревожности по средствам игровой терапии
Автор проекта: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» Власова О.В.г. Мичуринск На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение данной проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе путем снятие психоэмоционального напряжения. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния. Нейтрализовать тревожность и эмоционально-отрицательные переживания. Формировать навыки общения, контроля своего поведения Повышать самооценку. Если систематически и целенаправленно в работе с тревожными детьми использовать метод игровой терапии, который дает возможность детям «проиграть» свои чувства и проблемы, то это будет способствовать обеспечению эмоционального благополучия детей, а вследствие этого снижению уровня тревожности. Формирование пакета диагностических методик Разработка и проведение занятий с детьми Проведение диагностических мероприятий Обеспечение взаимодействия с родителями Сформировать у родителей и педагогов представлений о проблеме детской тревожности, об угрозе высокогоуровня тревожности для личностногоразвития детей На основе проведенной работы снизить уровень тревожности через совместную работу с родителями и педагогами. 1 этапКонстатирующий №п/п Содержание работы Сроки проведения 1. Подбор необходимой информационной и методической базы Август-сентябрь 2015 г. 2. Подбор диагностического инструментария и проведение входной диагностики уровня детской тревожности. Сентябрь2015 г. 3. Разработка индивидуальных рекомендаций по результатам исследования для педагогов и родителей Сентябрь-октябрь2015 г. 4. Планирование коррекционно-развивающей работы Сентябрь-октябрь2015 г. 2 этапФормирующий №п/п Содержание работы Сроки проведения 1. Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми Октябрь -май 2. Обучение родителей и педагогов основным методам профилактических работ по устранению тревожности у детей Октябрь-апрель 3 Разработка и представление буклетов с рекомендациями по профилактике тревожности. Ноябрь РАБОТА С ДЕТЬМИ Индивидуальная работа Групповая работа РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ 3 этапКонтрольный №п/п Содержание работы Сроки проведения 1. Проведение контрольной диагностики уровня тревожности Май 2016 г. 2. Рекомендации педагогам во выбору дальнейшего индивидуального маршрута Май 2016 г. 3. Рекомендации родителям по дальнейшему взаимодействию с детьми. Май 2016г. 4. Перспективы развития проекта В течение года Сравнительный анализ по результатам диагностики уровня тревожности(тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Уровни развития «Ребенок – ребенок» «Ребенок-взрослый» «Повседневная деятельность ребенка» Н.г К.г. Н.г. К.г Н.г. К.г. Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Высокий уровень 16 94% 14 82% 15 88% 13 76% 15 88% 6 35% Средний уровень 1 6% 3 18% 2 12% 4 24% 1 6% 10 59% Низкий уровень - - - - - - - - 1 6% 1 6% Сравнительный анализ по результатам диагностики уровня тревожности«Шкала тревожности» Уровни развития Учебная тревожность Самооценочнаятревожность Межличностнаятревожность Н.г К.г. Н.г. К.г Н.г. К.г. Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Высокий уровень 2 12% 1 6% 12 76% 10 62% 17 100% 11 68% Норма 12 76% 15 94% 5 24% 7 38% - - 6 32% Низкий уровень 3 12% - - - - - - - - - - Сравнительный анализ общего уровня тревожности Уровни развития сентябрь 2015г. Май 2016 г. Высокий уровень 16 94% 11 65% Средний уровень 1 6% 6 35% Низкий уровень - - - - Сравнительный анализ эмоционального напряжения детей(Проективная методика «Режимные моменты») Сентябрь 2015 г. Май 2016 г. Эмоциональное напряжение 15 88% 6 36% Эмоциональный комфорт 2 12% 11 64% Таким образом, в результате использования методов игровой терапии удалось снять эмоциональное напряжение и снизить уровень тревожности .Это говорит о том, что игровая терапия направленная на снижение тревожности у детей дошкольного возраста оказалась эффективной.Полученные данные доказывают, что с помощью игровой терапии, возможно снизить уровень тревожности у дошкольников. Наряду с этим необходимо выполнение рекомендаций педагогами и родителями по взаимодействию с дошкольниками. Реализация проекта подтвердила правильность поставленных задач и выдвинутой гипотезы. Распространение и обобщение опыта работы по теме проекта в рамках образовательного учреждения и вне его. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskiy-proekt 1. Л.М. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми» ООО «Речь», Санкт-Петербург, 2006 г.2. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» Творческий центр «Сфера», Москва 2005 г.3. А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик «Развивающая сказкотерапия для детей» ООО «Речь», Санкт – Петербург 2006 г.4.Г.Л. Лэндерт «Игровая терапия» Москва, 1994 г.5 www.festival.1september.ru 6. www.nsportal.ru 7. www.pedsovet.org 8.www.vseodetsishkax.ru9.www.proshkolu.ru