Тема: Взаимодействие формальных и неформальных групп


Тема: Взаимодействие формальных и неформальных групп План урока: 1.Понятие формальных и неформальных групп2.Формальные группы3.Неформальные группы Понятие формальных и неформальных групп Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.Группа руководителей состоит из:руководителя;непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты). Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. ГРУППА формальные неформальные временные функционирующие на постоянной основе Достижение конкретных целей;Усиление власти;Обеспечение безопасности;Защита прав и социальных гарантий;Общение;Самоуважение;Получение определенного статуса. Стадии развития группы 1.Начальная стадия формирования.2.Внутригрупповой конфликт.3.Обеспечение сплоченности членов группы.4.Стадия наивысшей работоспособности и производительности.5.Заключительная стадия (для временных групп) Факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя: а)структурные – величина группы, членство в группе, коммуникации в группе и организации;б)независимые – физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами;в)переменные – характер задачи, стоящей перед группой; степень сложности задачи; условия решения задачи;г)мотивационные – мотивации членов группы; групповая мотивация; состояние окружающей группу среды (атмосфера в коллективе);д)промежуточные – стиль руководства; взаимоотношения между членами группы, а также всеми работниками организации и группой; распределение ролей и обязанностей; организационный климат; процесс принятия решений в организации. Взаимодействие Эмоции Деятельность Факторы, оказывающие влияние на группу со стороны внешней среды: Физические – территория, география, климат.Технологические – здание, оборудование, станки.Культурные – ценности, цели, традиции. Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы. Стратегия развития;Организационная структура;Формально установленные в организации нормы и правила функционирования;Ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации ;Система отбора и расстановки персонала;Выработанная в организации система оценки и мотивация работников;Организационная культура Возможности членов группы Профессиональные способности Личностные морально-этические качества Профессиональные способности. Эффективность работы группы определяется не только суммой возможностей каждого из ее членов, но и способностями каждого из входящих в нее индивидов. Помимо этого, важно получать удовлетворение от работы и чувствовать понимание со стороны руководства. Личностные морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы. СТАТУС СОСТАВ РАЗМЕР РОЛИ ФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО НОРМЫ Формальные и неформальные группы Формальные Создаются на основании действующегозаконодательства по решениюсобственников, а внутренние отношениярегулируются нормативными документами. Неформальные Это спонтанно образовавшаяся группа людей,которыевступают в регулярное взаимодействие длядостижения определенной цели. Причины вступления в неформальную организацию чувство принадлежности;взаимопомощь;взаимозащита;тесное общение и симпатия;заинтересованность. Проблемы, связанные с неформальными организациями снижение эффективности;распространение ложных слухов;тенденция сопротивляться переменам. Потенциальные выгоды большая преданность организации;высокий дух коллективизма;более высокая производительность труда, наблюдается в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. Домашнее задание: Стр. 104-111Составить 5 вопросов по теме урока.Составить 5 тестовых заданий Спасибо за внимание!