Презентация по биологии и химии на тему Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии и химии
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии и химииВыполнила: учитель биологии и химииМКОУ Новотроицкой СОШ №12Филиппова Татьяна Борисовна
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ? Проблемно–диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Немного теории проблемного диалога Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемыПостановка проблемыПроблемаПобуждающий диалогГипотезыПоиск решенияПодводящий диалогЦепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителемПостановка проблемы-Что вас удивило?- Что интересного заметили?-Какие факты на лицо? Поиск решения
Немного теории проблемного диалога Побуждающий диалог+ Развивает творческое мышление+ Максимально близок к жизненным ситуациям- Ученики могут увести в сторону от темы- Невозможно рассчитать времяПодводящий диалог+ Развивает логическое мышление+ Просчитывается по времени+ Ведет к нужному результату коротким путем- Меньше творчества
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционные методыСообщение темыСообщение знания Проблемно-диалогическая технология1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Выдвижение учениками гипотез3. Поиск решения проблемы учениками4.Выражение решения5. Применение знаний учениками
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ- Какие есть гипотезы?- Какие еще есть гипотезы?– Вспомните, что вы знаете?-К какому выводу пришли?По ходу диалога учитель обеспечивает безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок («Так, кто точнее сформулирует?»)
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫПрием 1.Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
Учитель сообщает два факта классу: Грибы не могут активно передвигаться, значит, это растения. Грибы не зелёные, не имеют хлорофилла, значит, они животные. Этим фрагментом учитель одновременно предъявляет классу основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены, возникает проблемная ситуация к какому же царству относятся грибы, если они имеют и признаки Растений и признаки Животных?
Приём 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учениковкласса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Видят на доске уравнения:1. 2H2+ O2→ 2H2O2. 2HgO →2Hg + O23. Zn + 2HCl →ZnCl2+ H24. ZnO + 2HCl →ZnCl2+ H2O– Присоединения, разложения, замещения.Испытывают затруднение.(Проблемная ситуация.)
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт.
Создание проблемной ситуации: Учитель зачитывает научный факт из биологической энциклопедии «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. ( Шаг 1 ) -Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Далее следует пояснение учителя (шаг 2) - В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (учитель доказывает учащимся, что задание не выполнено) В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина - бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Далее учитель развивает побуждающий к решению проблемы диалог - Ребята, а как вы думаете, почему в песках пустынь трупы животных не разлагаются? - А почему они там не живут?
Прием 4.Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаетсяпрактическим заданием, не сходным с предыдущим.
Создание проблемной ситуации: Учащимся предлагается решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (не свертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним кто ей болел был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. (возникновение проблемной ситуации)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Приемы создания проблемнойситуацииПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированиюпроблемы1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения–Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материалВопрос был один? А сколькомнений? Или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1.Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2.Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью– Вы сначала как думали?А как на самом деле?4. Дать практическое задание,не сходное с предыдущими– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Спасибо за внимание!Правильный ответ: 1 – Е, 2 – З, 3 – Б, 4 – Г, 5 – И.