Исследовательская работа на тему Как определить качество мёда


Выполнил: Калугин Максим, ученик 4 «А» класса МБОУ «СОШ №4» Руководитель: Верещагина В.В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Содержание Введение.I. Теоретическая часть. 1.1. О пчелах. 1.2. Строение пчелы. 1.3. Организация семьи и медоносных пчел. 1.4. Наблюдение за работой пчел. 1.5. Продукты пчеловодства. 1.6. Использование меда. II. Практическая часть. 2.1. Анкетирование учащихся класса. 2.2. Памятка « Советы по определению качества и цвета меда в домашних условиях». 2.3. Исследования качества своего меда: А) консистенция; Б) опыт с кусочком хлеба; В) опыт с йодом; Г) определение зрелости меда; Д) опыт с уксусной кислотой. III. Результаты проекта.IV. Заключение.V.Используемая литература Пчелы - удивительные насекомые. Я познакомился с ними, можно сказать ,с рождения. Мой дедушка давно увлекается разведением пчел и летом целыми днями пропадет на пасеке. Я знаю, что у каждой пчелы свой улей, и она безошибочно определит свой домик. . Много узнал от дедушки о пчелах и об их пользе . Я легко отличаю рабочих пчел от трутней и ос, люблю жевать сотовый мёд вместо конфет и, я не только наблюдал за роением пчел, но и собирал рои вместе с дедушкой или бабушкой. Для меня мёд - это мёд, вкусный, полезный, ароматный. Но оказывается, его можно подделывать, и тогда я задался вопросами: почему мёд может засахариваться, а может, и нет. Почему один светлый, а другой темный. Может, это подделка? Действительно ли наш мед настоящий? Как правильно выбрать мед тем, кто его покупает? Я поставил перед собой цель:исследовать мед от наших пчел на «натуральность» Задачи:узнать историю мёда, изучить полезные свойства качественного меда;«познакомиться» с пчелиной семьей; выяснить, что такое мёд и откуда он берется;  провести анкетирование обучающихся нашего класса; узнать о применении мёда; научиться определять натуральность мёда;сделать выводы. Предмет исследования: мёдОбъект исследования: свойства качественного мёда Я стал больше задавать вопросов дедушке с бабушкой, а так же папе и маме, читать литературу. Чаще ходить на пасеку, мы наблюдали за пчелами, проводили опыты. Пчела и жизнь пчелиного семейства Существует около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар, главным образом ,в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. 1.2.Строение пчелыПчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики (антенны, сяжки). Все пчёлы имеют две пары крыльев (задняя пара по размеру меньше передней). 1 — хоботок; 2 — передние ножки;3 — средние ножки; 4 — задние ножки; 5 — брюшко; 6 — задние крылья; 7 — передние крылья; 8 — грудной отдел; 9 — голова;10 — усики. 1.3.Организация семьи медоносных пчёл. Пчелы живут в улье. Улей - искусственное жилище для пчёл, изготовленное человеком. Он состоит из деревянного домика, рамок, куда пчелы приносят нектар. Знакомство с пасекой Я, практически, с самого рождения видел, где живут пчёлы, как пасечник собирает мёд. Дедушка мне рассказал, что при помощи дыма не успокаивает пчёл, а создает как бы имитацию пожара. Пчёлы, при появлении дыма набрасываются на мёд, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено мёдом и не гнется, она не может пустить в ход жало. И пчеловод спокойно берет мёд. 1.5.Продукты пчеловодства Я узнал, что пчёлы производят не только мёд, а также воск, прополис, маточное молочко, пчелиный яд. В состав мёда входят глюкоза, фруктоза , сахароза . Кроме того, в нём содержатся протеины , минеральные вещества, органические кислоты (яблочная, молочная, винная) и микроэлементы: железо, фосфор, магний, кальций, сера, калий, золото и многие другие. 2.1.Анкетирование. Я решил провести анкетирование среди учащихся своего класса и выяснить, знают ли они, что полезного делают пчелы. Я задал вопросы одноклассникам:Что полезного делают пчелы ?В чем заключается польза мёда?Как выбрать настоящий мёд?Кто часто употребляет мед? Ответы распределились следующим образом:- что полезного делают пчёлы?- знают 100%;- в чём заключается польза мёда?- знают 100%;- кто часто употребляет мёд? – знают 100%; - как выбрать настоящий мёд? – знают 0%. Оказалось, многие любят мёд, знают о пользе пчел и мёда, но практически никто не знает, как проверить качество мёда. Обработав материал, решил провести в классе презентацию своей работы и показать мастер-класс по определению качества меда. 2.3.Исследования. Я решил проверить качество нашего меда в результате следующих опытов.1. Определение консистенции. Консистенция у натурального меда нежная и тонкая, он легко растирается между пальцами и впитывается в кожу. При растирании фальсификата между пальцами остаются комочки. Структура у него грубая из-за разных примесей, которые добавляют, чтобы создать густоту.2. Опыт с кусочком хлеба. Я знаю, что если в мёд добавлен сироп (т. е. мед не качественный), то он имеет повышенную влажность. Я полил на кусочек хлеба немного меда, и через 8-10 мин. хлеб не изменился, не размяк. Значит - это качественный мёд.3. Опыт с йодом. Следующим моим исследованием была проверка на наличие в мёде примесей муки или крахмала. Я разбавил образец мёда водой и добавил несколько капель настойки йода. Растворы не потеряли свой цвет. Значит, в мёде нет примесей муки и крахмала. 4. Определение зрелости мёда. . Набрав мед в ложку из банки , покрутив, опрокидывал её. Мед стекал медленно, значит он зрелый. 5. Опыт с уксусной кислотой. Проверяю на наличие в меде примеси мела. Для этого в небольшое количество меда добавляю уксус. Мёд не вспенился. Значит, он без примеси мела. Результаты исследования Примеси Цвет Вязкость Аромат Вкус Мел Мука, крахмал Сахарный сироп Золотисто-желтый Вязкий Душистый Сладкий Нет осадка Мёд не посинел Хлеб не размок Вывод: исходя из результатов своих опытов, я узнал, как правильно выбрать мед, научился распознавать, есть ли в мёде примеси. Мёд от наших пчел, качество которого я проверял:прозрачный, золотисто-желтого цвета, очень ароматный, нет кристаллов, значит, пчёлы не подкармливались сахарным сиропом; мёд не посинел, значит, в нём нет примесей (муки, крахмала, сахара);хлеб не размок, значит, мёд искусственно не разбавлялся водой или сахарным сиропом. Исследуемый мёд натуральный и качественный. III.Результаты проекта.1.Составлена памятка «Советы по определению качества меда».2.Проведен мастер-класс.3.Проведена презентация.4.Проведена беседа на классном часе о пользе меда. IV.Заключение Мое любопытство помогло мне выяснить, как пчелы долго и кропотливо «делают» мед, как грамотно и четко распределены обязанности в пчелиной семье. Я узнал,что человечество с давних времен занимается пчеловодством;как устроено тело пчелы;как организована семья медоносных пчёл;познакомился с пасекой и увидел, как добывают мёд;узнал состав мёда, и что его используют в различных отраслях;провел опыты и проверил качество мёда;составил памятку «Советы по определению качества меда»;провел беседу с одноклассниками о пользе меда и показал, как определить качественный мед;научился отличать натуральный мёд от подделки; Сделал выводы: что если регулярно употреблять в пищу качественный мед, то повышается иммунитет к простудным заболеваниям (в нашем классе за период декабрь-февраль - 100% посещаемость уроков). Теперь я точно знаю, что мёд - очень полезный продукт и всем рекомендую употреблять его, а не рафинированный сахар, от которого только вред. Ешьте мёд и будьте здоровы!!!!! V. Используемая литература Комаров А.А., Пособие пчеловода –любителя.-М.:Цитадель,1998.Бутов А.Г.,Энциклопедия Пчела медоносная.-М.:Константа,2005.