Презентация «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»


Байбатырова Сая Шокимовнаучитель русского языка и литературыКСШ №2 города Кокшетау «Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем образованности, страна, не умеющая развивать знания в ХХI веке, обречена на провал» Н.А. Назарбаев Знание только тогда знание,когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью. Л.Н. Толстой Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Цель проблемной технологии - приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Целеполагание Создание проблемной ситуации Анализ проблемной ситуации Поиск способов решения Решение проблемной ситуации Применение знаний и рефлексия Итоговый контроль Познавательная проблема - противоречие между знанием и незнанием, которое разрешается путем поиска ответов на возникающие вопросы. Приемы создания проблемной ситуациипроблемное изложение проблемная демонстрациямыслительный проблемный экспериментигровая проблемная ситуация практическое задание на «ошибку» проблемный вопрос подвести школьников к противоречию и предложитьим самим найти способ его разрешенияизлагать различные точки зрения на один и тот же вопрос побуждать сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуацииставить проблемные задачи с неопределенностью постановке вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибкамипобуждать к исследовательской деятельности, самостоятельному изучению информации Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете? 1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. 2) Машина ехала по лесной дороге, под колесами шуршали листья, булькала вода, в радиаторе дремали пассажиры.(проблемная ситуация создается практическим «заданием на ошибку») Слова в каком столбце записаны верно? Ответ аргументируйте.ожег ожогвпустую в пустуюпо-моему по моемув течение в течении зато за то туш тушь Жить – Родине служить. Я хочу хорошо учиться.Желание уехать было сильным. Друг помог мне решить задачу. Она вышла проводить гостей. А царица хохотать да плечами пожимать…(проблемная демонстрация) Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Учить мыслить логично, научно, творчески. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения. Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще 1. Подготовка к восприятию проблемы.2. Создание проблемной ситуации.3. Формулирование проблемы.4. Процесс решения проблемы.5. Доказательство правильности избранного решения. Актуализация знаний1. Что такое окончание? 2. Что такое суффикс? 3. Что такое приставка?Формулировка проблемы:Форма слова и другое слово – это одно понятие или разные? 1. Друг 2. друг Другом подруга Друзья дружеский дружитьЧем отличается принцип подбора слов 1-го столбика от 2-го?Дополнительные вопросы и заданияВыделите морфемы в словах в 1-м и 2-м столбике.Отличается ли морфемный состав слов 1-м столбике? Во 2-м?Отличается ли слова по значению в 1-м столбике? Во 2-м?По какой морфеме мы определяем число и падеж?1-й вывод: Изменение окончания ведет изменению формы слова2-й вывод: Изменение приставок и суффиксов ведет к изменению значения слова СравнениеТема «Возвратные глаголы»Причешу – причешусьОдену – оденусьИзвиню - извинюсь Связь с современностьюПочему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой?Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте. 1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/2. Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина.Либо сравнение героев разных произведенийБазарова и ПечоринаБазарова и РаскольниковаПьера Безухова и Обломова Урок-диалог с использованием компьютерных слайдов1.Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья?»2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах? 1. Драмой или комедией представляется вам пьеса Островского «Гроза»? 2. Кто виновен в гибели Катерины? 3. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Гроза» Островского? Достоинства проблемного обучения: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способностиобучающихся. Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций